Николай Носков

Николай Носков: и это все о нем

На фасаде Школы космонавтики установлена мемориальная доска Николаю Носкову. И каждого входящего в двери этого учебного заведения встречает его пристальный взгляд, навсегда запечатленный на мраморной поверхности. Николай Николаевич — один из основателей Школы, которая свои первые шаги сделала вовсе не в космическом пространстве, а на борту дизель-электрохода «Латвия».

В 1986 году, следуя по Енисею из Красноярска в Дудинку, читали лекции школьникам преподаватели МГУ, МВТУ имени Баумана, МФТИ. Рассказывали, как сконструировать спутник, как построить ракету, как работает атомная электростанция.

Компания взрослых и детей называлась первой краткосрочной интенсивной Школой космонавтики. А возглавлял тот десант декан физического факультета Красноярского государственного университета Николай Носков.

Свои первые шаги школа делала на борту теплоходов «Латвия», «Литва», «Антон Чехов» и др.

Николай Николаевич обладал блестящими организаторскими способностями, запредельной энергетикой и завидной работоспособностью. Так его характеризуют друзья и соратники. В течение своей жизни Носков занимал много ответственных постов в краевом образовании, но главным его делом всегда была Школа космонавтики.

В статье, опубликованной в газете «Город и горожане» в августе 2016 года и посвященной Николаю Николаевичу, его супруга Татьяна Александровна вспоминает, что в свое время вектор ее мужу задал Вениамин Соколов, ректор КГУ. Много молодых ученых — физиков, математиков, экономистов, а также вчерашних пятикурсников Новосибирского университета — пригласил он в красноярский вуз. В 1979 году на должность декана физического факультета позвал Носкова.

Николай Носков

Бум 1960-х годов на физиков прошел, и на физфак в основном шли не прошедшие на другие факультеты и за редким исключением те, кто действительно грезил наукой о природе вещей. Что делать?

Значит, необходимо работать со школьниками, прививать им любовь к этой сложной науке. Но как?

Носкову всегда удавалось создавать дружные коллективы из единомышленников, понимающих цели и задачи и умеющих их решать. Собралась команда преподавателей, аспирантов и студентов, которые осознавали, что со школьниками нельзя работать на каких-либо «серых» вещах, а надо по максимуму, по аналогии с космической индустрией, где все — от конструктора до рабочего знают об уникальности задачи, сжатых сроках. С этим и надо было идти к школьникам: готовить детей не к «какой-то» будущей жизни, а ставить перед серьезнейшими практическими проблемами и учить разрешать их.

1990 год. Николай Носков с учениками

Необходимо было выбрать форму взаимодействия со средней школой. Приезжать с лекциями? Будет нулевой эффект. Долго думали, обсуждали и остановились на так называемых выездных школах. 3-4 раза в год во время каникул группы школьников по 120-150 человек, увлекающихся естественно-научными дисциплинами, выезжали в разные города края. Обычно с ними работали 20-30 студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников университета. Конечно, ядро составляли физики, но к ним примыкали филологи, математики, химики, психологи.

1991 год. Международная конференция «Космос и одаренность»

Лекции строились так, чтобы ребятам было понятно, но не в ущерб научности. Известный педагог Виктор Шаталов рассуждал про процесс обучения, проводя аналогию с огурцом: если овощ поместить в рассол, то из обычного он превратится в соленый. Это происходило и с ребятами в проекте Носкова. Погрузившись в насыщенную образовательную среду, словно в тот самый рассол, они больше не могли оставаться прежними. К закрытию очередного интеллектуального сезона глаза горели у всех. А когда позже вчерашние школьники появлялись в КГУ на физическом факультете, то встречались там с преподавателями и студентами, как с добрыми знакомыми.

Неоднократно летние школы проходили на теплоходах по маршруту Красноярск-Дудинка. Останавливались во всех населенных пунктах. Тамошние школьники поднимались на палубу, знакомились с первыми персональными компьютерами, пробовали себя в компьютерных играх, слушали лекции, заглядывали в лаборатории, задавали вопросы и получали доступные для понимания ответы. На первой стоянке капитан заметил Носкову, что на теплоходе чужие, а тот, улыбаясь, ответил: «Да нет, все наши!»

Уже после первого года работы выездной школы набор на физический факультет увеличился, а главное — стали исчезать «случайные» абитуриенты.

Следующим закономерным шагом оказался переход к базовой школе-интернату. Николаю Николаевичу всегда нравились слова Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели!»

Учебный корпус

И вот, в 1989 году, в красивейшем месте — пригороде Зеленогорска под школу-интернат выкупили базу отдыха. Оттуда и началась история Школы космонавтики, школы-интерната по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Основная часть учебного процесса должна была быть перенесена в профессиональные исследовательские лаборатории, разрабатывались способы развития и система оценок способностей курсантов к самостоятельным исследованиям и принятию решений. При этом стандартные занятия по программе служили лишь для получения необходимого базиса знаний, а дальнейшее погружение в изучаемый предмет происходило в лаборатории. Результаты исследований — это и есть основа дальнейшего совершенствования, участия в конкурсах, конференциях, слетах, выставках на всех уровнях.

Планку подняли высоко. Иностранный (английский, немецкий, японский, китайский) преподавали носители языка. Профессора ведущих вузов приезжали читать лекции, на работу приглашались молодые талантливые выпускники. С лекциями приезжали космонавты Серебров и Крикалев, рассказывали о космосе.

Заказали и разработали проект строительства учебно-производственного космоцентра. Это был бы большой учебно-лабораторный комплекс и вычислительный центр, и обсерватория, планетарий, культурно-спортивный комплекс с бассейном и тренажерным залом, и библиотека, и общежития квартирного типа для курсантов, и многое другое. Но, к сожалению, с развалом Союза рухнули и надежды на строительство ШК в Зеленогорске.

В Железногорск Носкова пригласил генеральный директор и генеральный конструктор НПО ПМ (ныне АО «ИСС»*) Михаил Решетнев, предложил посмотреть пустующее здание ПТУ-34, и вопрос с переездом ШК решился. Появилась возможность открыть новые лаборатории, сотрудничать с замечательными учеными города.

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний

К 1997 году школа становится красноярским краевым центром по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Она обеспечивает завершение среднего образования и наряду с этим дает учащимся углубленную подготовку по профилирующим предметам и прививает навыки исследовательской работы. Постоянный контингент увеличивается до 150 курсантов (сегодня их более трехсот!), которых набирают на конкурсной основе из одаренных школьников Красноярского края.

Выпускники Школы космонавтики, благодаря полученному образованию, поступают в ведущие вузы России.

Сейчас учеников Николая Николаевича можно встретить среди ученых, руководителей и ведущих специалистов производственных предприятий, предпринимателей. Большинство из них работают и живут в России, часть успешно трудится за рубежом — в США, Японии, Германии, Южной Корее.

Николай Николаевич руководил Школой космонавтики более 20 лет. С большим трудом ему удивительным образом удавалось реализовывать все, что он задумывал.

Николай Николаевич Носков

На протяжении всей жизни Носков постоянно учился и работал. Он был настоящим трудоголиком — первым приходил в школу и последним уходил. С уважением относился к сотрудникам, курсантам и их родителям, многие из которых звонили лично Николаю Николаевичу и решали с ним проблемы детей. Ни разу ни на кого не повысил голоса, но говорящий взгляд его понимали все.

2006 год. Школе космонавтики - 20 лет

Он гордился достижениями курсантов и сотрудников, а сам был невероятно скромен. За труд Николая Николаевича многократно награждали медалями, а также правительственными грамотами. В 2001 году Носков был удостоен государственной премии в области образования за создание «Системы работы с одаренными детьми в Красноярском крае».

4 августа 2015 года Николая Носкова не стало. Но дело его по-прежнему живет, а Школа космонавтики была и остается одним из лучших учебных заведений нашей страны.

/ *АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва» — ведущее предприятие России по созданию космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии.

Закрыть меню