Юрий Прокофьев

Юрий Прокофьев: «Главное для учителя – желание и мотивация учеников»

За четверть века своей педагогической деятельности учитель биологии Школы космонавтики Юрий Прокофьев воспитал сотни учеников. Среди них есть и ученые, и преподаватели, и врачи, и предприниматели, и представители других профессий. Десятки образовательных проектов были разработаны Юрием Валериевичем и его воспитанниками за это время. Первые успешно реализованы, вторые ждут своего звездного часа, на основе третьих вчерашние курсанты защищают кандидатские диссертации. Мы заглянули к Заслуженному учителю Российской Федерации в гости, где увидели и узнали много интересного. А еще попробовали кофе, изготовленный из ореховой скорлупы.

Коллеги характеризуют Юрия Прокофьева как яркую и неординарную личность, преданного своему делу специалиста, не умеющего, что называется, «жить спокойно» — ему всегда нужно открывать новые грани предмета, находить новые темы для развития исследовательских практик.

Выпускники называют его редким учителем, чья добросовестная работа отражается на последующей жизни учеников.

Однако мало кто знает, что Юрий Валериевич, будучи студентом института леса имени В.Н.Сукачева Сибирского отделения РАН (кстати, первого в России академического учреждения лесного профиля!), планировал профессионально заниматься производством лекарственных препаратов и трав, а после защиты диплома остаться работать в вузе.

У обладателя на тот момент государственной награды «Золотая медаль ВДНХ», которую он выиграл еще в девятом классе, участвуя в выставке от Станции юных натуралистов, уже имелись наработки по запуску в производство курильского чая. По словам биолога, состав этого напитка на порядок интереснее китайского и даже индийского чаев.

Но работе в институтской лаборатории он предпочел профессию учителя. Всегда было интересно общаться с детьми, делиться с ними знаниями и опытом.

Уже 25 лет, 20 из которых в Школе космонавтики, Юрий Валериевич преподает биологию. И все эти годы учит детей познавать, изучать, исследовать окружающий мир, особенно тот, который рядом.

— Для меня главное — реальное желание ученика продвинуться в предмете, — говорит Юрий Валериевич. — Есть дети, которым дано, и их необходимо только подтолкнуть, а есть те, кто берет упорством и трудом. Училась в нашей школе Ира Небесная. Приехала из деревни, где не было ни почты, ни магазина, ни школы. Девочкой никто не занимался, но она очень хотела учиться. Сидела в лаборантской с утра до вечера, рыдала полгода, мол, не понимает ничего, но упорно двигалась к своей цели. В итоге — поступила в медицинский университет в Томске, сейчас кандидатскую пишет.

В лаборантской курсанты изучают любимый предмет с утра до вечера

В прошлом году к Юрию Валериевичу обратился девятиклассник Иван Курасов, который стал победителем всероссийского конкурса «Большая перемена» и получил премию 200 тысяч рублей. Курсант пожелал вложить выигранные деньги в совместную экологическую работу по созданию «Кедрокофе».

— Это принципиально новый продукт, делается из скорлупы кедрового ореха, — поясняет Юрий Валериевич. – По вкусу и цвету — настоящий кофе. Даже с пенкой. А сырье, по сути – отходы. На данный момент пытаемся заявиться с этим проектом на различные конференции. Хотя Иван мыслит более масштабно, мечтает экокафе открыть, где посетителям будут подавать блюда из местных дикоросов. Тема сейчас популярная, но современные дети чаще не знают, что у них под ногами растет. Учился в нашей школе мальчик, вегетарианцем себя называл, бананы любил. Однако сам никогда не видел, как черемша в соседнем лесу растет.

По словам педагога, в Сибири вообще трудно с голоду умереть, если, конечно, голова на плечах есть. Ведь многие растения можно использовать в пищу, а что-то и самому выращивать. Причем, даже не выходя из дома.

Мы уже рассказывали про ученика Юрия Валериевича – восьмиклассника Матвея Новоселова, а точнее про его опыт по выращиванию вешенки обыкновенной (грибы такие) в домашних условиях. Правда, не все у миколога получилось сразу, пришлось менять тактику, искать альтернативное решение. И как раз за это Юрий Прокофьев уважает своих учеников – за поиск и стремление понять, что там дальше.

Курсантам Школы космонавтики вообще повезло – в их распоряжении лаборатории робототехники и реактивного двигателя, есть специализированные кабинеты, оснащенные необходимым для проведения лабораторных работ оборудованием и расходными материалами.

И в кабинете биологии есть, где будущим ученым развернуться. Батометр — гидрологический прибор для взятия проб воды с различных глубин водоема, инкубатор для проращивания семян, аппарат, для создания зрительных иллюзий, гербарии, реактивы, микроскопы, бинокуляры, аквариумы…

Батометр учителю подарили коллеги-ученые

Кое-что из вышеперечисленного Юрию Прокофьеву подарили коллеги и выпускники, кое-что выиграли дети в экологических конкурсах, что-то спроектировали и собрали сами.

Биолог с гордостью достает с полки сложенный в несколько рядов плотный рулон бумаги. Это карта. Чертеж детально проработала, нанесла систему обозначений, просчитала динамику и нарисовала одна из бывших его учениц – Евгения Мышоловка.

— Одно из первых наших исследований было на тему естественного возобновления напочвенного покрова заброшенной трассы Красноярск-Железногорск, — рассказывает педагог. – Пример того, как одна и та же идея может по-разному «выстрелить». Позже я давал проект другим школьникам, у них ничего с ним не вышло. Зато Женя с этой работой до Москвы дошла. И когда она на научно-практической конференции карту перед членами жюри развернула, ей сразу первую место присудили.

Юрий Валериевич всегда готов идти со своими учениками по пути исканий и открытий. Он активный участник образовательных программ Школьной лиги Роснано: автор-разработчик ряда учебных курсов-конкурсов Всероссийской дистанционной школы «Школа на ладони», на протяжении 10 лет принимает активное участие во Всероссийской школе-погружении «Наноград».

С 2013 года является автором-разработчиком программ круглогодичных школ интеллектуального роста для одаренных детей по естественно-научному направлению, реализуемых на базе межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми. Имеет солидный список публикаций в рамках своей профессиональной сферы.

Авторские программы, разработанные Юрием Валериевичем, в 2020 году были опубликованы во Всероссийском методическом журнале «Биология в школе», на сайте корпорации «Российский учебник» и рекомендованы для использования совместно со школьными учебниками, выпускаемыми данным издательским центром. Помимо этого, педагог уже много лет сотрудничает с Красноярским краевым институтом повышения квалификации работников образования, делясь своим профессиональным опытом с коллегами.

В прошлом году губернатор Красноярского края Александр Усс вручил Юрию Прокофьеву государственную награду «Заслуженный учитель Российской Федерации». Почетное звание присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям за личные заслуги на основании указа главы государства. Все вышеперечисленное как раз про Юрия Валериевича. И учитель, и заслуженный, и профессионал.

Губернатор Красноярского края Александр Усс и Юрий Прокофьев

В этом году двое его учеников стали победителями регионального этапа всероссийской олимпиады школьников – по биологии и экологии. Семеро получили дипломы призеров. Три ученицы завоевали бронзу в городском чемпионате по скоростной сборке спилс-карт «Моя малая Родина на карте большой страны!», а еще одна девятиклассница стала серебряным призером краевой политехнической школы-симпозиума «Мы-будущее России».

Ежегодно воспитанники Юрия Прокофьева демонстрируют высокие результаты на всероссийских олимпиадах по биологии и экологии, научно-практических конференциях, конкурсах проектных работ как краевого, так и всероссийского уровня. А по окончанию школы поступают в лучшие вузы страны. И все это благодаря знаниям, полученным на уроках Юрия Валериевича.

Закрыть меню