Светлана Сытникова

Светлана Сытникова: «Победитель олимпиады не случается вдруг!»

Ежегодно Школа космонавтики возглавляет рейтинг образовательных учреждений Красноярского края по количеству победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). И этот год не стал исключением – ШК снова на первом месте. Но зачем дети участвуют в олимпиадах, а главное, что они им дают? Об этом и многом другом мы побеседовали с директором Школы космонавтики Светланой Сытниковой.

– Светлана Васильевна, с какого времени проводятся первые предметные олимпиады школьников и какова история участия Школы космонавтики в олимпиадном движении?

– Интеллектуальные конкурсы для школьников начали проводить еще в царской России. Причем, организатором «олимпиады для учащейся молодежи» стало Астрономическое общество Российской Империи. Символично, на мой взгляд. Но первая олимпиада в привычной для нас форме состоялась в 1934 году, когда Ленинградский университет придумал состязание юных математиков. И хотя началось все с математики, сегодня олимпиады проводят не только по точным дисциплинам, но и гуманитарным. Так, в этом году всероссийская олимпиада школьников проходила по 23 предметам. Школа космонавтики всегда была активным участником олимпиадного движения в Красноярском крае, а с 2010 года по поручению краевого министерства образования, является одним из его организаторов в регионе.

– Зачем дети участвуют в олимпиадах?

– Олимпиада позволяет интеллектуально одаренным детям показать те знания и умения, которые находятся далеко за пределами школьной программы. Для них это прекрасная возможность увидеть себя на фоне других сильных ребят, порадоваться собственным успехам и получить за свои знания достойные бонусы. А именно, реальный шанс поступить на престижные факультеты любых ведущих университетов страны без вступительных испытаний. Получать приличную стипендию, от 15 до 30 тысяч рублей. А будучи победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, еще и президентскую стипендию. Университеты и сами заинтересованы в абитуриентах-олимпиадниках. Ведь вчерашние школьники-победители олимпиад как правило очень результативные студенты, а это поднимает вузы во всероссийских и мировых рейтингах.

– Олимпиад сегодня очень много. Буквально, глаза разбегаются! Какие в приоритете?

– Основная олимпиада в нашей стране, конечно, всероссийская предметная олимпиада школьников. Хотя заслуженно популярны и перечневые олимпиады (входящие в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый министерством высшего образования и науки РФ), их проводят высшие учебные заведения. Перечневые олимпиады бывают трех уровней по сложности заданий и массовости участия. Победители и призеры заключительных этапов всероссийской и перечневых олимпиад 1 и 2 уровня получают возможность поступить практически в любой университет на соответствующий профильный факультет без вступительных испытаний. А победители и призеры региональных этапов, не набравшие необходимое количество баллов для участия в заключительном этапе, могут добавить свои результаты к портфолио, получив дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. В последнее время выделился целый ряд престижных университетов, куда без олимпиадных результатов поступить невозможно. Даже максимальный балл на ЕГЭ не становится пропуском в эти вузы, а олимпиады дают 100-процентный шанс. Поэтому, если ребенок определился с выбором вуза (а мы начинаем говорить об этом с детьми уже с 9 класса), он может зайти на сайт университета и посмотреть призеры и победители каких интеллектуальных состязаний имеют льготы на поступление. И начинать готовиться!

– Долго готовиться?

– Победитель или призер олимпиады не случается вдруг. Когда мы общались с одним из лучших российских олимпиадных тренеров Назаром Агахановым (математик, доцент кафедры высшей математики МФТИ, кандидат физико-математических наук), он сказал, что ребенка к олимпиаде необходимо готовить с шестого класса. А в идеале вообще с начальной школы! Я согласна с Назаром Хангельдыевичем. Подготовить ученика к участию в региональных, а особенно заключительных этапах олимпиад – сложная, затратная и длительная история. Хотя исключения тоже случаются. К примеру, выпускник нашей школы 2019 года из Иланского района Максим Кузин до поступления к нам не доходил даже до региона. Но за два года обучения в ШК вырос настолько, что в одиннадцатом классе стал призером заключительного этапа ВсОШ по информатике. Теперь Максим учится в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики, является одним из разработчиков заданий олимпиады ИТМО и вошел в штат программистов Яндекса. Но повторюсь – это единичные случаи. Подготовка к олимпиаде – это очень серьезно. Нужны глубокие знания не только школьной, но и университетской программы. Оптимальный вариант, когда подготовка олимпиадника происходит в тандеме – знающие, разбирающиеся в специфике олимпиадного предмета родители, с одной стороны, и талантливый педагог — с другой. В нашей школе с этим сложнее. Ведь дети живут здесь, а родители далеко. Поэтому основная нагрузка ложится на учителей и олимпиадных тренеров, которые работают с нашими детьми. Наставников мы привлекаем со всей страны; среди них не только университетские педагоги Красноярска, Москвы, Петербурга (сейчас ведем переговоры с Томском и Казанью), но и выпускники Школы космонавтики.

– Какие вузы чаще всего выбирают ваши выпускники для своего дальнейшего обучения?

– В первую очередь ориентируются на вузы своего профиля. В Красноярском крае лидирует Сибирский федеральный университет, затем идет Сибирский государственный университет науки и технологий имени Решетнева. В последнее время около 70 процентов наших выпускников уезжают за пределы края: в Москве выбирают МГУ и МФТИ, в Санкт-Петербурге – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Военмех, ИТМО. В Томске поступают в Томский политехнический университет и Томский государственный университет. А последние два года стали выбирать Университет Иннополис в Казани и Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке. Я думаю, это связано с участием наших школьников в Олимпиаде НТИ.

– ШК уже много лет является абсолютным лидером на территории края по количеству победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. Но показатели этого года выше всяких похвал!

– Школа космонавтики не первый год возглавляет рейтинг школ Красноярского края по результатам регионального этапа ВсОШ. Этот учебный год стал для нас особенно результативным – 8 победителей и 43 призера всероссийской олимпиады школьников! Для сравнения, в 2020-м у нас было 4 победителя и 22 призера. Впереди заключительные этапы олимпиад, а это значит, что предстоит еще очень много работы.

Закрыть меню