Антон Горошкин

Антон Горошкин: «Школа космонавтики – это отдельный мир!»

Двадцать четыре года назад одаренный подросток родом из Бишкека Антон Горошкин приехал учиться в Школу космонавтики. Тогда он даже не задумывался, что останется жить и работать в Красноярске. Однако сегодня кандидат технических наук, ведущий программист — тимлидер команды разработчиков Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент кафедры информатики и вычислительной техники Сибирского государственного университета имени М.Ф. Решетнёва, педагог Лицея Академии Яндекс и детского технопарка «Кванториум» ни о чем не жалеет.

— Я попал в ШК через заочную школу, — вспоминает Антон Николаевич. – Прошел отбор, родители меня поддержали и отпустили. Тем более, что на тот момент наша семья уже переехала из Киргизии в Сибирь — в поселок Памяти 13 Борцов Емельяновского района, а учеба в Школе космонавтики была прекрасной возможностью для детей из сел и деревень получить качественное образование. Учиться в ШК было очень здорово! И спасибо за это молодым преподавателям – на тот момент выпускникам Красноярского государственного университета (сейчас это СФУ) и Красноярского педагогического университета, которые буквально горели этим проектом. Это Александр Владимирович Финогенов, Виктор Эдуардович Филиппов, Владимир Владимирович Жуков и многие другие.

Лаборатория радиационных технологий Школы космонавтики, 1999 год. В центре – руководитель лаборатории, кандидат технических наук Владимир Витальевич Коскин. Крайний слева в нижнем ряду – Артем Горошкин

Между учителем и учеником отсутствовал жесткий барьер – мы были друзьями. Педагог был готов подсказать, помочь, и что особенно важно, дети видели, что учитель тоже человек, совершающий ошибки. Именно поиск совместного решения, на примере ошибочных, а затем и правильных подходов, помогали решать самые сложные задачи нестандартным путем. Углубленная школьная программа способствовала тому, что физика и математика университетского уровня доносилась на пальцах. Мы это понимали и впитывали. Однажды две ленты решали по алгебре интеграл, но так и не решив, отправились дорешивать его в общежитие. Правда, и там ничего не вышло. А на следующий день учитель показал пятиэтажное решение. И сразу контрольная, где таких интегралов уже три, а пятибалльной оценочной шкалы элементарно не хватает, чтобы оценить наши попытки… Поэтому отметки были с двойными, а то и тройными плюсиками или минусиками.

Хорошо помню, как в лаборатории Виктора Эдуардовича мы пытались понять, каким образом работает транзистор и куда электроны движутся. Были и поверки воспитателей в общежитии, и коллективные сборы в холле, и клуб ролевиков, и песни у костра под гитару. До сих пор вспоминаю с улыбкой, как ездили на занятия из города, как жили в классах и обустраивали комнаты в общежитии, как ходили на уроки в шортах и тапочках. Школа космонавтики – это отдельный мир, где было много учебы, но она гармонично балансировала со всем вышеперечисленным.

Еще в 8 классе я «заболел» программированием, однако после школы целенаправленно поступил на физико-математический факультет. Хотел иметь фундаментальный багаж, да и математика нравилась еще с начальной школы. Что же касается физики, то всегда интересовали электричество, магнетизм, теория единого поля и другие базовые вещи. Думаю, если бы я не стал программистом, то однозначно был бы физиком.

Будучи 11-классником я увлекся искусственным интеллектом, нейронными сетями и решил стать специалистом в этой сфере. На тот момент такие магистерские программы существовали в двух вузах — Сибирской аэрокосмической академии и Красноярском технологическом университете (сейчас это СибГУ имени М.Ф. Решетнева). Я выбрал САА. Уточню, что благодаря базе, заложенной в ШК, я и мои одноклассники могли легко поступить в любой красноярский вуз, поэтому это был скорее вопрос желания, нежели проходного балла.

Учеба в академии давалась легко. Тем более, что первые два курса фактически были повторами того, что я узнал еще в школе.

После бакалавриата я выбрал направление САПР (система автоматизированного проектирования). Это позволило мне больше времени уделять научной работе в области машинного зрения и задач искусственного интеллекта, где я, как начинающий исследователь, намеревался свернуть горы. Однако мой научный руководитель посоветовал выбрать задачу попроще и довести ее до ума в магистратуре. Так и вышло! Тема магистерской была связана с распознаванием рукописных символов. Потом случилась аспирантура, которую я окончил досрочно и стал кандидатом технических наук. Моя кандидатская диссертация называлась «Обработка и распознавание рукописного текста в системах электронного документооборота», а предложенный в ней подход был достаточно интересным для 2008 года.

Данное направление на кафедре вуза, где я остался работать, было новым, и вместе с другими молодыми учеными мы стали его активно развивать: учили студентов машинному зрению, помогали писать магистерские и кандидатские диссертации.

Моя профессия связана с программированием и наукой. И это своего рода симбиоз практики с теорией, позволяющий достичь того самого баланса, когда понимаешь, каким образом будет работать алгоритм, на какой операционной системе и посредством чего.

Работа ученого «айтишника» и преподавателя — многогранна и интересна. Я преподаю дисциплины близкие мне по духу, помогаю любимому вузу в автоматизации бизнес-процессов. Постепенно перешел от теории к практике — промышленной разработке, которая вот уже 10 лет является основным направлением моей работы. Когда-то я начинал с небольших задач автоматизации электронного документооборота, а сегодня занимаюсь управлением учебного процесса, госзакупками и образовательной деятельностью. Таким образом я являюсь проектировщиком, архитектором и основным разработчиком большой системы управления вузом, созданной на основе открытого свободного программного обеспечения. Мне и коллегам, работающим под моим руководством, удалось автоматизировать практически все бизнес-процессы, существующие в такой крупной организации, как университет. Еще я преподаю в Лицее Академии Яндекса на площадке технопарка «Кванториум», где школьники изучают язык программирования Python.

Наряду с этим, я уже несколько лет занимаюсь разработкой информационной системы Базы знаний руководителей цифровой трансформации (РЦТ). Это проект Правительства РФ, цель которого — создание и поддержка цифровой экономики страны. Чтобы этот процесс динамично развивался и был структурирован, необходимо накапливать знания в данной области в виде обмена кейсами, материалами видеоконференций и различных проектов, рейтинговать успешность федеральных и региональных министерств и ведомств.

Курсантам ШК хочу пожелать смело изучать что-то новое и не бояться совершать ошибки. Ребята, никогда не теряйте вкус детства! Ведь именно этот импульс наполнит ваше существование смыслом и приятными сюрпризами, которые ждут вас на жизненном пути!

Закрыть меню