Зоя Халикова

Формула одарённости

Современному учителю априори непросто. А учителю истории вдвойне! В мире, где происходит подмена понятий и ценностей, искажаются исторические факты и ставится под сомнение государственная идеология, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, анализировать, расставлять приоритеты. Педагогический стаж учителя истории и обществознания Школы космонавтики Зои Григорьевны Халиковой 37 лет. Но несмотря на столь солидный профессиональный багаж она продолжает учиться сама, потому что уверена – педагог, остановившийся в своем развитии, не имеет морального права работать с детьми. Тем более с одарёнными!

Судьбу не обманешь

 Образ идеальной учительницы – мудрой, тактичной, с добрыми глазами и тёплой шалью на плечах у маленькой Зои сформировался ещё в детстве. Именно такой была её первая учительница в родном селе Верх-Казанка Большемуртинского района.

– Я всегда знала, что буду учить детей, – рассказывает Зоя Григорьевна. – Мне нравилось всё, что было связано со школой. Помню, как приходила с занятий домой, быстро делала уроки (я хорошо училась), а потом начинала помогать решать задачки своим «ученикам» (игрушкам). И так до пятого класса!

После окончания школы выпускница отправилась в Красноярск поступать … на юридический. Мама настояла. Как примерная дочь Зоя повиновалась: сдала экзамены, причём накануне самостоятельно подготовилась к вступительным испытаниям по немецкому, которого не было в деревенской школе, и получила за него «отлично». Но пробиться в советское время сквозь маменькиных сынков и папиных дочек, приехавших «штурмовать» юридический вуз на дорогих автомобилях, девушке из глубинки не удалось – не прошла по конкурсу.

– Поплакала, конечно, — вспоминает Зоя Григорьевна. – Как родителям в глаза смотреть?! Я ведь была лучшей ученицей в школе! Подружка посоветовала не реветь, а идти в педагогический. Тем более что экзамены у меня были все сданы. Так я стала студенткой исторического факультета. Мечта сбылась! Правда, первое время маме не говорила на кого учусь. Позже призналась.

Ушла, чтобы вернуться

 В Железногорск Зоя Григорьевна приехала уже дипломированным специалистом вслед за мужем, получившим работу на Горно-химическом комбинате. Педагогическая деятельность нашей героини в закрытом городе берёт своё начало со школы №100, где у неё сразу появился наставник.

В Советском Союзе наставничество широко пропагандировалось и распространялось в различных формах. Главной его задачей было воспитание молодой смены и доверялось людям с высокой профессиональной подготовкой и богатым жизненным опытом.

Наставником Зои Григорьевны в «сотой» стала учитель истории Людмила Егоровна Лапицкая.

– У неё были шикарные уроки! – вспоминает педагог. – Она ничему меня не учила, просто рекомендовала «брать» то, что нравится. Я наблюдала и наполнялась, за что безумно ей благодарна. И хотя позже наши пути разошлись (я ушла в 103-й лицей), по сей день считаю себя ученицей Людмилы Егоровны и стараюсь работать в её стиле.

В «Гармонии» (103-й лицей) Зоя Григорьевна трудилась более 20 лет. Оттуда она вышла на пенсию и вместе с мужем, который к тому времени тоже стал пенсионером, начала путешествовать.

За несколько лет супруги Халиковы побывали во многих странах. Случалось, что по два раза в год ездили. Но однажды Зоя Григорьевна поняла, что «устала» отдыхать и очень скучает. Скучает по школе, детям, кипе тетрадей. И она решила вернуться в профессию.

Про успешность

 Феномен интеллектуальной одарённости среди учащихся Зоя Григорьевна детально исследует более 15 лет. И с годами этот интерес не иссякает, а только набирает обороты. Поэтому, когда 8 лет назад её пригласили работать в ШК, она с радостью согласилась.

– Наша школа не зря называется Школой космонавтики, – поясняет педагог. – Ведь, по сути, кто такие космонавты? Это люди, которые постоянно осваивают что-то новое, стремятся вверх, верят в успех своего предприятия. И наши курсанты такие же!

Интеллектуально одарённый ребёнок изначально обладает высоким потенциалом. Он отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, может на длительное время погрузиться в тему, охотно и с удовольствием учится.

Фотограф Екатерина Головатюк

Поэтому работать с такими детьми одновременно и легко, и сложно. Нужен определённый подход!

Важно понимать, что для таких детей неприемлемы традиционные формы обучения, связанные с постоянным повторением и зубрёжкой. Они «схватывают всё налету», а, скучая в отсутствии новой информации, могут стать деструкторами.

Длительный педагогический опыт позволил мне доказать на практике формулу успешности одарённых детей: интеллект +креативность + мотивация.

В Школе космонавтики у нас сложилась отличная команда!

Я веду уроки в восьмых и девятых классах, и словно ловец жемчуга нахожу ребят, тяготеющих к нашим предметам. Целый год работаю с ними «на результат» (проекты, конференции, олимпиады), после чего передаю их в руки коллег: Людмилы Егоровны Лапицкой (да, мы снова встретились!) и Ольги Борисовны Черновой, которые преподают в старших классах и по потребностям ребёнка выстраивают для него индивидуальную образовательную траекторию.

Безусловно, акцент в такой инженерной школе, как наша, сделан на профильные предметы. А когда у педагога, к примеру, десять часов физики в неделю, ему есть где развернуться. У меня же в девятых классах всего час обществознания, поэтому за один урок я стараюсь дать максимум.

Но даже несмотря на это, гуманитарный блок в Школе космонавтики даёт очень хороший результат! И это заметно на уровне не только города, но и региона. Наши курсанты ежегодно демонстрируют успехи, участвуя в перечневых и не только мероприятиях.

Про творчество

 Дети в Школе космонавтики обучаются по четырём основным направлениям: физико-математическому, физико-техническому, информационно-математическому и биолого-химическому.

По словам Зои Григорьевны, по восприятию информации «биохимы» отличаются от «физматов», «физтехи» от «инфоматов». Поэтому в процессе взаимодействия с учащимися она старается это учитывать, не забывая про творческий подход.

Коллективная работа ШКовцев по теме «Правление Александра II»

– Современная образовательная программа по истории включает в себя достаточно объёмные блоки по культуре, – уточняет педагог. – И чтобы этот пласт истории был полезен ученику и интересен, я разработала собственную методику, которая развивает творческое и критическое мышление у одарённого ребенка.

Несколько лет назад я была в одной школе под Томском, где директор – художник. Меня впечатлило как он и его коллеги через образы обучают школьников. Мы с ребятами тоже постоянно рисуем на уроках, где я предлагаю детям понятия не выучить, а нарисовать.

Получается глубоко, образно, информативно. В общем, здорово!

Так школьники видят понятие «Культура»

Два года назад я получила ещё одно образование – окончила московский институт современной психологии. Сделала это для себя лично, психологом работать не собираюсь. Хотя скрывать не стану — полученные знания применяю.

Было время, когда я не понимала, что хочет «сказать» мне ребёнок тем или иным поступком. Когда он не подготовился к уроку, или не выиграл олимпиаду. Когда и ему, и мне становилось от этого дискомфортно.

Но я научилась держать удар и учу этому своих учеников.

После каждой олимпиады или конференции я собираю ребят в классе и говорю им какой колоссальный опыт они получили, даже не став победителями или призёрами. Сколько воли и труда они в это вложили и сколько всего получили взамен.

Главное, чтобы в такие моменты рядом с детьми находился взрослый, который сможет это объяснить и разложить всё по полочкам.

Если я вижу, что ребёнок на уроке нервничает или напряжён, стараюсь понять почему с ним это происходит, чтобы помочь перевести негативные эмоции в позитивные. Как это происходит? По разному.

Однажды ребята должны были отправиться в какую-то приятную поездку. Им обещали, они настроились отдыхать. Но мероприятие неожиданно отменили и всем сказали идти на занятия.

«Пенку» пришлось снимать мне — первым был мой урок. Когда я зашла в класс, сразу почувствовала колючую энергетику. Тогда я отложила учебник в сторону и дала каждому ученику лист бумаги…

— Мы не будем писать контрольную! Мы не готовы! — тотчас заворчали дети.

Я поспешила всех успокоить и вместо контрольной предложила начать рвать листочки на мелкие кусочки. Десять минут школьники занимались этим с чувством и расстановкой. Постепенно все успокоились, и мы отлично провели урок.

Кстати, одна девочка сложила потом из обрывков бумаги сердечко.

Вот такая творческая трансформация!

Про патриотизм

Помимо визуализации и рисования ученики Зои Григорьевны создают авторские фильмы на патриотическую тематику.

Работа Сергея Першакова

– Тут важен не столько продукт, сколько его подготовка, – говорит учитель. – В процессе дети пропускают тему через себя: изучают материал, подбирают музыку, составляют тексты, попутно задаваясь вопросами «Чем нравится мне моя страна?», «За что я её люблю?» и всё в таком духе.

Конвейерно вложить в ребёнка патриотизм невозможно. Это нужно делать точечно, через маленькие шажочки, по капелечке.

Каждый год в День космонавтики мы с восьмиклассниками смотрим документальный фильм «Королёв. Обратный отсчёт».

Дело в том, что мы все привыкли видеть Сергея Павловича на киноэкране или фотографиях красивым, лощёным, успешным, а ведь судьба была к гениальному учёному как благосклонна, так и беспощадна.

Фильм замечательный! Он рассказывает о ключевых событиях жизни великого конструктора и испытаниях, выпавших на его долю. И когда дети его смотрят, всегда проникаются.

Размышления о Королёве, 8 «физмат» класс (2019 год)

После просмотра мы обязательно обсуждаем увиденное. Ребята примеряют на себя моменты биографии Королёва, рассуждают, как бы они поступили, оказавшись в подобных ситуациях. Дети размышляют и реагируют на предложенный материал с позиции личности.

А такая проекция дорогого стоит!

В этой связи особенно показателен пример с декабристами и их жёнами. Когда мы говорим об этом с девятиклассниками, у них — шок. Чего греха таить, я и сама нет-нет да задаюсь вопросом — смогла бы я как жена декабриста отказаться от всего и фактически принести себя в жертву?

Сегодняшние дети пожертвовать собственным благополучием ради чего-то не готовы. Это, конечно, не есть хорошо, хотя мне кажется, что это временное явление.

Как известно из истории, в любые, даже самые тяжёлые времена, в России всегда находится лидер, который поведёт за собой. А в ходе последних событий я замечаю, как многие ребята начинают переживать и сопереживать.

Тенденция сменилась. Спецоперация сместила нравственные точки. Проявляется гордость за страну, за свой народ.

Я вижу это в своих учениках!

И тогда, когда мы проходим произведение реформатора русского языка Николая Михайловича Карамзина «О любви к Отечеству и народной гордости». И тогда, когда знакомимся с «Курсом лекций» Василия Осиповича Ключевского, умевшего не только доходчиво объяснить историческую суть предметов и явлений, но и зримо показать динамику развития любого события.

Внутри каждого человека находится некий резервуар, предназначенный для хранения таких человеческих ценностей, как совесть, долг, патриотизм.

Так уж вышло, что мы живём и учим детей в очень сложное и противоречивое время. А ведь ещё Конфуций предостерегал: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Поэтому одна из главных задач современного учителя — следить за тем, чтобы в душах его учеников не образовывалось пустоты. Чтобы внутренний сосуд ребёнка наполнялся правильной и созидательной энергией.

Про счастье

В начале нашего повествования мы уже упоминали, что несмотря на то, что Зоя Григорьевна – учитель, она сама постоянно учится. И помимо самых разнообразных курсов – от повышения квалификации до освоения энергетических практик и даже инвесторской деятельности, многое она «берёт» от своих учеников.

– Учитель, остановившийся в своем развитии, не должен работать с детьми, — уверена Зоя Григорьевна. – Поэтому мой девиз: учиться, учиться и ещё раз учиться. Дети, кстати, нас тоже многому учат. К примеру, мои ученики научили меня терпимости, тяге к саморазвитию, динамичному мышлению. Конечно, как у любого профессионала у меня тоже есть методы, помогающие мне в работе. Всех своих секретов я раскрывать не буду, но некоторыми установками с удовольствием поделюсь.

Чаще говорите ребёнку: «Я в тебя верю!». Никогда не старайтесь его переделать, помогайте развиваться. Общайтесь с учениками как со взрослыми, и всегда предоставляйте им право выбора.

И ещё. Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Принимайте своих учеников такими, какие они есть. Позволяйте быть собой!

Важно, чтобы они выросли не только высокообразованными интеллектуалами, но и счастливыми самодостаточными людьми.

**** **** ****

Профессиональные достижения Зои Григорьевны Халиковой

*Победитель национального проекта «Лучшие учителя России»

*Победитель российского конкурса авторов методических сборников по патриотическому воспитанию.

*Победитель муниципального конкурса «Лучшие учителя, работающие с одарёнными детьми»

*Ветеран труда

Закрыть меню