Ольга Чернова: «Став частью комьюнити Школы космонавтики дети меняются»
Трудно в это поверить, но когда-то заместитель директора Школы космонавтики по учебно-воспитательной работе Ольга Борисовна Чернова вообще не планировала работать с детьми. И после окончания исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева видела себя в науке. Однако судьба распорядилась иначе.
Ольга Борисовна, как вы свернули с научного пути на педагогический?
– Я всегда любила историю. В девятом классе перечитала все труды Ключевского и других классиков. Став студенткой красноярского педа я всем говорила, что никогда не пойду работать в школу, а стану учёным.
Но что-то пошло не так…
– На четвёртом курсе университета, после практики, где нас никто не курировал и было много других «сюрпризов», я решила забрать документы. Но декан неожиданно предложил мне вакансию историка в 101-й школе (Железногорск). Сказал, мол, сходи на недельку. Посмотри. Не понравится — уйдёшь.
Судя по всему, понравилось?
– Да. По сей день признательна коллегам из 101-й, где я отработала четыре года. Благодаря этому опыту у меня произошла переоценка ценностей и случилась перезагрузка. Поняла, что в аспирантуру не пойду. Хотя уже имелся неплохой вариант для поступления. Однако я хотела расти дальше, ведь интерес к науке никуда не пропал. Однажды мы с друзьями сидели в парке, и они спросили, где бы я хотела работать?
Вы ответили – в Школе космонавтики?
– Угадали. На мою удачу в ШК как раз требовался учитель обществознания и мне предложили это место. Перспективы работы с одарёнными детьми, а также личностного и профессионального роста сделали своё дело. Я согласилась. Причём одновременно стала ещё и классным руководителем десятого социально-гуманитарного класса. Хорошо помню, как в свой день рождения (он у меня 1 сентября) я провела классный час, а потом пригласила учеников на тортик. И с теми из ребят, кто тогда помогал накрывать на стол, мы общаемся и поддерживаем отношения до сих пор. Это было 15 лет назад. Потом будет ещё три классных руководства, когда я выпускала 11 физико-математические классы. А в прошлом году я впервые «взяла» восьмой информационно-математический класс.
Пришли на должность учителя, а стали завучем
– Так бывает. Тем более, что между этими двумя событиями прошло несколько лет. А точнее восемь. В 2018 году мне предложили должность заместителя директора. Конечно, я понимала, насколько это большая ответственность и иной фронт работ, нежели преподавание базового обществознания. С другой стороны, по жизни я всегда иду вперёд. Мне интересно познавать что-то новое, учиться. В общем, после нескольких бессонных ночей решение было принято. В пользу Школы космонавтики.
За что конкретно отвечает в ШК Ольга Борисовна Чернова?
– Ну, загибайте пальцы (смеётся – прим. авт.). В первую очередь, я отвечаю за старшую школу. Это десятые и одиннадцатые классы. Также я курирую олимпиадное движение и партнёрские отношения с вузами. Взаимодействую с нашими выпускниками по всей стране, привлекаю их в качестве олимпиадных тренеров и школьных педагогов. Ещё я веду так называемых индивидуалов, ребят обучающихся по индивидуальному учебному плану (ИУП). Отвечаю за профориентацию в школе и взаимодействие с родительским комитетом. Преподаю обществознание и являюсь классным руководителем девятого класса.
Как проходят ваши уроки?
– Надеюсь, что интересно. Поскольку я стараюсь не только формировать знания по предмету «обществознание», но и развивать у своих учеников навыки информационной компетентности и совместной работы. Включаю в обучающий процесс элементы исследования, провожу дебаты (руковожу школьным дискуссионным клубом «Диалог»), придумываю проекты, позволяющие применять полученные знания на практике. Через анализ социального опыта подростки учатся объяснять окружающие их общественные явления, исторические события.
Обязательно использую творческий подход к изучению обществознания через кейс-технологии или решение проблемных заданий. Всё это приводит наших ребят к стабильно результативному успешному участию во всероссийской олимпиаде школьников и других олимпиадах из федерального перечня.
Ежегодно Школа космонавтики становится лидером по количеству победителей и призёров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в Красноярском крае. Да и во многих других перечневых мероприятиях ШКовцы демонстрируют завидные успехи. Как удается поддерживать такой высокий уровень?
– Успешный олимпиадник — это один процент таланта и 99 процентов труда. На протяжении всего учебного года в Школе космонавтики выстраивается система олимпиадной подготовки учащихся: проводятся учебно-тренировочные сборы, образовательные интенсивы, участие в которых принимают педагоги школы, преподаватели ведущих вузов РФ и олимпиадные тренеры международного уровня.
Учебно-тренировочные сборы начинаются традиционно в ноябре, то есть накануне муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников. Когда уже становится понятно (по итогам школьного этапа) кому из детей какое направление интересно. Ведь ребёнок может одновременно проявить себя как на физмате, так и на обществознании.
Безусловно, основные учебно-тренировочные сборы, которые мы проводим, непосредственно связаны с нашими профильными дисциплинами: математикой, физикой, химией, информатикой и биологией. Но школа находит ресурсы и для других предметов.
При подготовке учащихся к олимпиадам применяется индивидуальный подход в организации уроков. Это позволяет адаптировать обучение к уровню и интересам каждого курсанта. Важен выход далеко за рамки школьной программы, а качество подбора учебного материала напрямую влияет на результативность.
В этом случае ключевую роль играют именно сформированные навыки критического мышления, умения работать с различными форматами представления информации, развитие творческих способностей и высокой самоорганизации наших детей.
При этом самостоятельная работа школьников является неотъемлемой частью такой подготовки. Она способствует развитию навыков самостоятельного мышления и саморегуляции.
Какие олимпиады проводятся на базе ШК?
– Чаще всего финалы университетских олимпиад проходят в очном формате на территории вузов. И тут немаловажную роль играет доступность таких состязаний и материальная сторона вопроса. Ведь до места проведения олимпиады ещё нужно как-то добраться. А если это Москва, Питер или вообще Владивосток?
В этой связи Школа космонавтики берёт на себя обязательства и проводит сразу несколько олимпиад, входящих в перечень РСОШ (Российский Совет олимпиад школьников).
Мы являемся аккредитованной площадкой для проведения многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда» по естественным наукам, межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки», интернет-олимпиады по физике «Шаг в будущее» (единственные в Красноярском крае!), Всесибирской олимпиады школьников и других интеллектуальных испытаний, дающих победителям и призёрам заключительных этапов бонусы при поступлении в престижные вузы страны.
Практически каждое воскресенье на протяжении октября, ноября, февраля и марта у нас проходят олимпиады. И наши дети могут написать их, не выходя из школы. Просто утром, после завтрака, они идут в свои родные кабинеты, где их ждут либо представители вуза, либо наши сотрудники.
Очень удобно. С какими вузами сегодня сотрудничает школа?
– Их много. В рамках партнёрских отношений наши дети периодически ездят на погружения в Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, где проходят практику на уникальном вузовском оборудовании.
Обучаются в ведущих лабораториях Красноярска, таких как НИИ биофизики Сибирского отделения Российской академии наук, Красноярского государственного медицинского университета, Красноярского педагогического университета.
Мы являемся единственной школой-партнёром Университета Иннополис в Красноярском крае.
Уже несколько лет успешно сотрудничаем с Московским физико-техническим институтом в сфере поддержки естественнонаучного, инновационного среднего образования. С этого года зашли с ними в федеральную апробацию учебников по углубленной биологии, физике, химии. Наши учителя активно внедряют программу Физтеха по математике, физике, биологии, а ребята занимаются по программам преподавателей вуза. И это, безусловно, даёт свои плоды.
Так, в 2022 году 11 из 19 выпускников только физико-технического класса Школы космонавтики поступили в топовые вузы по БВИ (без вступительных испытаний).
Два года назад мы стали Опорной школой Томского политехнического университета. В декабре прошлого года наши дети были на погружении в Московском государственном техническом университете имени Баумана. Много мероприятий в школе проходит при поддержке Новосибирского государственного университета.
Вузовские профессора и олимпиадные тренеры международного уровня – это прекрасно. А выпускники Школы космонавтики в процессе подготовки ребят принимают участие?
– Конечно! Мы всегда даём зелёный свет нашим выпускникам. Поддерживаем их творчество, их нестандартное мышление. Если они хотят и готовы делиться полученными знаниями, полезными жизненными навыками, которые приобрели в школе, то это дорогого стоит. Тем более, что уровень компетенций наших выпускников не вызывает никаких сомнений.
Сейчас в ШК работают учителями-предметниками три наших выпускника. Владимир Лукьянцев (химия), Матвей Грубый (биология) и Анастасия Коновалова (математика). Все трое – студенты Красноярского педагогического университета.
В феврале наш выпускник Иван Курасов (СибГУ) запустил для ШКовцев курс по созданию видеоигр.
В качестве олимпиадных тренеров со школьниками работают Полина Баранова (Финансовый университет при Правительстве РФ), Кристина Бернятская (Университет ИТМО), Михаил Тропин (Высшая школа экономики, Яндекс), Герман Востоков (Дальневосточный федеральный университет), Виктор Зелинский (МФТИ), Данил Минаков (ВШЭ) и многие другие.
Как правило наших выпускников на 3-4 курсе университета уже забирают на работу, поэтому они передают пальму первенства выпускникам помладше. Одним словом, существует преемственность поколений. И это здорово!
Расскажите, пожалуйста, про индивидуалов
– Выстраивание образовательной программы под запросы ребёнка – самая творческая и приносящая больше всего радости работа. Талантливые дети, как правило, редко талантливы в одной сфере. Поэтому в нашей школе активно реализуются индивидуальные учебные планы.
Федеральные государственные образовательные стандарты предоставляют возможность детям в старших классах выбрать профиль своего обучения. Направлений много. Имеются и некоторые законодательные ограничения, к примеру, по часам, но в целом нам удается выстроить максимально комфортную образовательную среду для наших курсантов.
Случается, что дети, поступая в нашу школу на одно из четырёх основных направлений, в процессе обучения показывают высокие результаты по предметам гуманитарного цикла, тогда на помощь приходит индивидуальный учебный план.
Впервые мы столкнулись с этим шесть лет назад, когда одна ученица из биолого-химического класса прошла на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по МХК. Поэтому пришлось срочно формировать образовательное пространство и решать новые неожиданные задачи. Начинали мы с двух индивидуалов. Сегодня их 26.
На мой взгляд, проект связанный с ИУПами – прекрасный способ реализации здоровьесберегающей педагогики в условиях работы с академически одарёнными детьми, для которых умение организовать свой образовательный маршрут является условием реализации собственного потенциала без ущерба для здоровья и перегрузок. А также более осознанного выбора своего профессионального пути будущего абитуриента.
Для более эффективной работы со школьниками при формировании индивидуальных образовательных планов и маршрутов в 2022 году я закончила специальные курсы по профориентации. Только за последние три года мной было разработано более 50 индивидуальных учебных планов.
Чем отличаются курсанты Школы космонавтики от других школьников?
– Организованностью, умением договариваться и умением быть иногда более взрослыми, чем от них ожидают. Попадая сюда, они понимают, зачем выбрали этот путь. И это не всегда про олимпиады.
Недавно со мной поделилась мама нашего 11-классника. Она очень переживала, что её сын не читает книг. Но когда ребенок поступил в ШК – он начал читать. И не только техническую, но и художественную литературу.
Став частью комьюнити Школы космонавтики дети меняются. Они растут, как в прямом, так и переносном смысле. Наверное, одно из самых уникальных качеств наших учащихся – это умение поддерживать отношения после школы.
Приведу один пример. В прошлом году в рамках федерального проекта «Практические навыки профориентации в Росатом» я делала собственный проект на базе игры Майнкрафт и презентовала его на баркемпе команд предприятий и образовательных учреждений, участвующих в разработке и реализации локальных дорожных карт «Миссия:Таланты 2030».
Но когда я начала свой план реализовывать, поняла, что мне элементарно не хватает знаний о самой игре. Сначала я протестировала проект на моих школьных детях, а затем написала выпускникам. Не с призывом: спасите-помогите. А поинтересовалась, есть ли у них мысли, как лучше это сделать? Получила тогда замечательный ответ: «Эта идея достаточно безумная, чтобы в неё вписаться». И они вписались. От Владивостока до Томска. Мы создали группу и через какое-то время запустили проект. Включился даже человек, к которому я вообще не обращалась. В этом и есть главное отличие наших детей.
*** *** ***
*Ольга Борисовна Чернова награждена благодарственными письмами Министерства образования Красноярского края, МФТИ (за работу в рамках проекта сетевой олимпиадной школы «Физтех-регионам»), Томского государственного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.
*Олимпиады, входящие в перечни Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ, дают победителям и призёрам заключительных этапов льготы при поступлении в ведущие вузы страны. Перечни утверждаются ежегодно.
*В 2023 году 73% выпускников Школы космонавтики стали студентами вузов, входящих в ТОП-100 лучших университетов страны по версии международного рейтингового агентства RAEX. 17 человек из 65 поступили по БВИ. 12 выпускников выбрали московские вузы, 10 – университеты Санкт-Петербурга. Четверо поступили в томские университеты, столько же ребят обучаются во Владивостоке. В прошлом году увеличилось число желающих получать высшее образование в Красноярске. Местные вузы выбрали 29 ребят (в 2022 году их было 16). Остальные уехали за знаниями в Казань, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре и Ижевск. Один выпускник поступил в образовательное учреждение Торонто (Канада).
*Среди направлений, которые в последние годы выбирают выпускники ШК, лидируют цифровые и химические технологии, информационные системы, нефтегазовое дело, прикладная математика, информатика, физика, биология, лечебное дело.