Наталья Стукалова

Наталья Стукалова: «Таких уроков химии нет ни в одной школе!»

Выпускница Школы космонавтики 2013 года Наталья Стукалова работает и живет в Москве. За ее плечами помимо биолого-химического класса ШК, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (химическая технология – бакалавриат) и магистратура Московского государственного института сталей и сплавов (материаловедение). Наталья работает старшим научным сотрудником в Центральном научно-исследовательском институте черной металлургии им. И.П. Бардина и продолжает учиться в аспирантуре МИСиС (материаловедение). Список, конечно, впечатляет! Да и про занятость Натальи думаем говорить не стоит. Но по нашей просьбе она нашла время, чтобы предаться воспоминаниям о любимой школе и поразмышлять на тему, зачем нужно идти учиться в ШК.

— Однажды, беседуя со своей знакомой, моя мама узнала о Школе космонавтики — школе, где обучают одаренных детей, — вспоминает Наталья. – Хотя тогда она не придала этому большое значение, ведь в нашей школе в поселке Инголь были хорошие учителя старой советской закалки. Однако ближе к десятому классу, возрастные педагоги массово начали уходить на пенсию, а на их место пришли молодые и совсем неопытные выпускники местных колледжей. Дело шло к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз, поэтому мама вспомнила разговор со знакомой, и предложила продолжить обучение в ШК. Ехать одной в чужой город и вдобавок неизвестную школу было, конечно, страшно, и я позвала с собой подругу детства Юлю Кузьмину. Мы успешно сдали вступительные экзамены и поступили в биолого-химический класс.

Сложно сказать, какие предметы в школе были самыми любимыми. Каждая дисциплина запомнилась по-своему. Однозначно приятно вспоминать химию, которую преподавала наша классная руководительница Екатерина Викторовна Селезова. Она достаточно строго принимала у нас сессионные экзамены, а лабораторные работы и практические задания на смекалку всегда проходили оригинально и интересно.

— Приготовьте-ка из ведра варенья… бензол! — говорила Екатерина Викторовна во время контрольной работы, и все пыхтели, придумывали через какие химические реакции это можно осуществить. Мы все делали своими руками, знали где лежат реактивы, как с ними обращаться, как себя вести, если, не дай бог, случится пожар или кому-то понадобится первая помощь. Думаю, что в таком формате уроки химии не проводятся ни в одной общеобразовательной российской школе!

С теплом вспоминаю уроки литературы Галины Леонидовны Цибиной. Она учила нас рассуждать о смысловой нагрузке литературных произведений, не бояться высказывать свое мнение. Хотя тогда нам это казалось неважным, но становясь старше, я поняла, что такой анализ помогает мысленно вставать на место другого человека, понимать почему люди совершают те или иные поступки, а значит, принимать их такими, какие они есть.

Уроки истории – это вообще отдельная тема. Дениса Викторовича Майоршина обожали поголовно все школьники. Он был с нами на одной волне, мы не чувствовали, что это взрослый, он был скорее, как старший друг.

Школьный курс истории он дополнял множеством интересных фактов, которых не было в учебниках.

Нравились уроки английского языка Виты Леонидовны Чайки. Они проходили в легкой и непринужденной обстановке. Особенно запомнились дни «Тайного Санты», когда Вита Леонидовна просила каждого вытаскивать из коробки с именами свою «мишень» для дарения милых приятностей в течение недели. Эта традиция скрашивала учебные будни, дарила предпраздничное настроение и делала нас дружнее.

Довольно интересно организовывал свои занятия учитель ОБЖ Анатолий Николаевич Бруннер. Он постоянно вовлекал нас в активное обсуждение различных проблем, связанных с жизнью человека.

Конечно, когда я вспоминаю Школу космонавтики, то на ум приходят не только уроки, но и общежитие. Оно многому нас научило, в первую очередь ответственности и самостоятельности.

После окончания ШК учеба мне давалась легко. Я невероятно быстро вписалась в жизнь университета со всеми ее особенностями. Многое было уже знакомо – и «пары», и доклады, и коллоквиумы, и сессии. Первое время не покидало ощущение, что я просто сменила место дислокации.
Я безгранично благодарна Школе космонавтики за то, что она повысила мою стрессоустойчивость! Именно в школьных стенах я прокачала свои лидерские и организационные способности, научилась находить выход из сложных и нестандартных ситуаций. Ведь я не была круглой отличницей, иногда приходилось выкручиваться…

Сейчас я работаю в должности старшего научного сотрудника в научно-исследовательском центре «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» в Москве. Наш, как мы его сокращенно называем «Чермет», специализируется на различных отраслях металлургии и занимается решением всевозможных проблем, связанных с металлом. Я тружусь в лаборатории коррозионной стойкости и надежности сталей и сплавов, где мы с коллегами проводим испытания по специальной методике, разработанной нашим же центром.

Если вкратце, то я принимаю металл, документирую характеристики, подготавливаю к испытаниям, и, пропуская ряд операций (которые выполняются другими сотрудниками), исследую его на сканирующем электронном микроскопе, после чего составляю отчет о проведенных исследованиях и полученных результатах.

Мне очень нравится моя работа, в ней практически никогда не бывает обыденности. Каждое исследование отличается от предыдущего, а поиск ответа – уникальная возможность получать новые знания.

Выбирая Школу космонавтики многие родители ориентируются на успешную сдачу ЕГЭ и поступление в престижный вуз своего ребенка. И это факт! Мы с мамой думали точно так же. Но главное – это все-таки полученный бесценный опыт преодоления трудностей, связанных не только с учебой, но и самостоятельной жизнью. ШК — это своеобразный переход из родительского дома во взрослую жизнь. Желаю курсантам, которые уже знают, чего хотят, не останавливаться на достигнутом и активно добиваться своего. А тем, кто еще не определился — не бояться выбрать какую-то «не ту» профессию. Жизнь обязательно все расставит по местам, а изменить что-либо никогда не поздно!

Закрыть меню