Владимир Становов

Игры разума с интеллектом

Что такое искусственный интеллект? Это повседневный инструмент информационных технологий, который широко используется людьми, начиная от развлечений (игры, творчество) и до сложных систем управления и принятия решений в бизнесе, промышленности, медицине и других областях. Об этом и многом другом уже более 5 лет рассказывает курсантам Школы космонавтики кандидат технических наук, доцент, заведующий лабораторией вычислительного интеллекта Сибирского института прикладного системного анализа (CIAlab СибИПСА), чемпион мира по эволюционной оптимизации 2021 года* и по совместительству педагог дополнительного образования ШК Владимир Становов.

Ежегодно раз в неделю Владимир Вадимович проводит в ШК занятия по искусственному интеллекту. Слушателей его курса немного, но темой искусственного интеллекта (ИИ) эти дети увлечены достаточно серьезно, с далеко идущими намерениями. Сегодня в области ИИ существует множество направлений, среди которых следует выделить алгоритмы машинного обучения и бионические подходы. Особую роль здесь играют системы ИИ, построенные по принципу «черного ящика», в которых нет возможности понять, что происходит внутри. Такие системы направлены на создание инструментов решения сложных задач, которые ранее считались прерогативой человека. При этом сами инструменты могут быть сколь угодно далеки от моделей мышления человека и, в общем случае, вообще не моделировать особенности человеческого принятия решений.

Именно ИИ «черного ящика» получил на сегодня набольшее развитие, в этом направлении достигнуты впечатляющие результаты. Тем не менее, в последнее время все больше внимания уделяется интерпретируемому ИИ, который бы не только принимал решения, но и объяснял человеку, как и почему – в этом направлении имеются большие перспективы развития. Направление искусственного интеллекта, в котором, в том числе, рассматриваются такие задачи, называется вычислительным интеллектом. Этим направлением ИИ как раз и занимается Владимир Становов. Причем еще со студенчества. Кстати, и бакалавриат по направлению «Системный анализ и управление» и магистратуру «Системный анализ данных и моделей принятия решений» Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева он окончил в свое время с отличием.

— В вузе моим научным руководителем был доктор технических наук, профессор кафедры системного анализа и руководитель программы «Системный анализ данных и модели принятия решений» Университета Решетнева Евгений Семенкин, — рассказывает Владимир Становов. – Когда в конце первого курса я хорошо сдал экзамен по математике, мне порекомендовали обратиться к нему. Мы пообщались, и Евгений Станиславович предложил заняться научной деятельностью. С того дня все и началось! Вычислительный искусственный интеллект включает эволюционные алгоритмы, нечеткие системы и нейронные сети — такие системы мы сейчас видим, к примеру, в наших телефонах. И чтобы начать изучать ИИ, во всяком случае, на первых порах, школьникам не нужны какие-то сверхъестественные знания, например, в области высшей математики. Осенью мы с ребятами разбирали в общих чертах теорию, в частности системный подход. Начали с понятий «проблемная ситуация», «системность», «модель» и «управление», ведь это – фундамент, на котором мы будем потом строить интеллектуальные алгоритмы. Дальше попробуем что-нибудь запрограммировать, напишем коротенький код, например простейшие алгоритмы распознавания образов и машинного обучения.

По словам Владимира Вадимовича, он работает только с учащимися Школы космонавтики. Говорит, что математический уровень подготовки детей здесь на порядок выше. Доцент СибГУ не без гордости вспоминает своих учеников – ныне выпускников ШК, которые регулярно завоевывали призовые места на различных конференциях и олимпиадах, а после школы поступили в ведущие вузы страны. Это Игорь Щукин (МФТИ), Михаил Казаков с Николаем Лаврентьевым – студенты ИТМО и многие другие.

Среди сегодняшних курсантов Школы космонавтики тоже есть те, кто собирается связать свою судьбу с изучением искусственного интеллекта.

— Я планирую заниматься и работать в информационном направлении, которое связано с искусственным интеллектом и информационной безопасностью, — говорит учащийся 9 «А» Тимур Яковлев. — Правда, на мой взгляд, искусственный интеллект — понятие не совсем корректное. Интеллект несет значение систематизированных знаний, хотя на практике люди пытаются реализовать искусственный разум — алгоритм (программу), которая путем обучения сможет решать различные проблемы. Так что правильнее ее называть искусственный разум. Занятия у Владимира Вадимовича мне нужны, чтобы продолжать развиваться в данном направлении, ведь за ИИ будущее и эта тематика совпадает с выбором моей будущей профессии. Посмотрите на современные технологии – все это уже прототипы ИИ — Яндекс Алиса, Google ассистент и многие другие. Да, они не совершенны, но ведь это только начало.

*В 2021 году алгоритм оптимизации, разработанный сотрудниками Сибирского института прикладного системного анализа им. А.Н. Антамошкина — Владимиром Станововым и Шахназ Ахмедовой, занял первое место на всемирном соревновании в рамках Конгресса по эволюционным вычислениям в Польше.

 

Источник фото: СибГУ

 

Закрыть меню