Ольга Машталер

Ольга Машталер: «Дети в Школе космонавтики – особенные!»

Зачем физмату «Капитанская дочка» или «Ревизор»? Пригодятся ли метания и искания героев литературных произведений будущим инженерам, ученым, изобретателям? Таким вопросом в последнее время задаются не только школьники, но и педагоги. Существует мнение, что общественная значимость литературы в наши дни меняется, а традиционное чтение в век наступления «высоких» технологий, очевидно, уступает им свои позиции. Но так ли это на самом деле? Об этом и многом другом мы поговорили с учителем русского языка и литературы Школы космонавтики Ольгой Евгеньевной Машталер.

— Ольга Евгеньевна, нужна ли все-таки физматам литература?

— Очень нужна! И буквально на днях мы говорили об этом с ребятами. Ведь и при Сталине, и при Горбачеве, и при Путине всегда были и будут Пушкин, Лермонтов, Толстой, Некрасов, Твардовский. Неважно, кто ты – физмат или биохим, в первую очередь ты – частица великого народа. Литература — это мировоззрение, наш культурный код. И замечательно, что все это сохранено в школьной программе. Если анатомия – наука о строении организмов, то литература, как говорил Максим Горький, это человековедение – исследование внутреннего мира человека. Только на уроках литературы учитель ведет разговор с детьми о смысле жизни, о любви и ненависти, о добре и зле, о нравственном выборе и даже о звездах. Другие учебные предметы, при всем уважении к ним, не предполагают такого содержания.

— На астрономии тоже про звезды говорят…

— Это другое. К примеру, посмотрел однажды Фет на звездное небо и родились у него следующие строчки:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

Человек смотрит на звездное небо и видит там нечто свое. И курсанты Школы космонавтики не исключение.

— Какие они – ваши курсанты?

— Дети в Школе космонавтики – особенные. Когда я только пришла сюда работать, то у меня глаза были «квадратные» от всего, и от учеников в первую очередь. Они обворожили и очаровали меня! Наши дети не только одаренные, но и воспитанные, что очень важно. Безусловно, учитель-предметник тоже воспитывает ученика своей личностью и манерой общения, но основное воспитание все-таки идет из семьи. Поэтому если ребенок в семье этого недополучил, то преподавателю придётся отложить предметные задачи и начать объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. В Школе космонавтики такого нет. Честь и хвала родителям, которые должным образом воспитали своих детей и отправили их в такое прекрасное «свободное» плавание. Конечно, и среди наших школьников есть те, кто, несмотря на загруженность по профильным предметам, с удовольствием читает художественную литературу, и те, кто делает это не столь охотно. Но в любом случае дети в ШК отзывчивые, добросовестные, работоспособные и восприимчивые. Поэтому знакомить их с миром литературы и богатством родного языка – одно удовольствие.  

— Как проходят уроки литературы в Школе космонавтики?

— По-разному. Например, я люблю нестандартные решения, тем более что наша школа позволяет активно использовать групповые формы работы. Такой подход значительно экономит время, оптимизирует затраты, как временные, так и интеллектуальные. А еще позволяет задействовать весь коллектив, грамотно распределить вопросы и выставить много оценок. В январе этого года восьмиклассники самостоятельно поставили сценки из бессмертной комедии Николая Гоголя «Ревизор». Ребята выступили в роли режиссеров, актеров и видеооператоров. Главными были три критерия: знание текста, слаженность актерской команды и вхождение в роль. А вот декорациями и костюмами можно было пренебречь. Получилось очень интересно! Особенно удались инсценировки, подготовленные учениками в общежитии. Я была в восторге! И не только от раскрытия детских талантов, а в большей степени от того, насколько глубоко и с удовольствием школьники погрузились в само произведение.

— Даешь импровизацию?

— Даешь! Лично мне очень нравится, когда дети что-то предлагают сами. Поэтому если во время занятий у кого-то из ребят возник вопрос, смежный с темой урока, и он интересен другим детям, то я отодвигаю план в сторону, и мы вместе начинаем искать ответ. В такие моменты я сама по-новому открываюсь перед своими учениками, это всегда интересно и эффективно. Наша школа хороша тем, что даже самые обычные, традиционные формы работы здесь реализуются по максимуму. Я почти всегда чувствую отдачу от наших детей, осознаю, что конкретная задача сегодняшнего урока решена и что я в этой профессии действительно реализую свое призвание.

— Наверное, в этом и есть миссия учителя?

— Учитель — это мастер, для которого нет предела совершенству. Ощущения недоделанности, неуспокоенности и недосказанности должны в нем свербеть постоянно. А если этого не происходит, то учитель превращается в обычного ремесленника. Я не хочу быть ремесленником. Безусловно, детям придется постигать этот мир самостоятельно, учитель может только направить. Но куда направить? Многое приходит с возрастом. Одно дело, когда ты читаешь, например, «Обломова» в школе, другое – в институте, и совсем иное – уже став педагогом. Роман Ивана Гончарова – шикарное произведение. Для кого-то он открывается сразу, кто-то касается его лишь слегка, а кто-то так и остается глухим: ну лежал дяденька на диване и умер. Но это же не так! Книга написана без малого двести лет назад, но все, о чем в ней говорится, встречается и сегодня. Причем это очень русская книга, про русских людей и нашу русскую жизнь. И вообще, люди, несмотря на все технологии и гаджеты, за это время не изменились: они так же мечтают, так же влюбляются, так же ненавидят, так же ищут правду и борются за нее. Человек всегда стремится постичь самого себя и найти свое счастье. И литература, классическая литература поможет не только понять жизнь, но и самому стать достойным человеком. В этом отношении ярчайший пример – пушкинская «Капитанская дочка» – обожаю этот роман.

Я всегда прошу ребят прочитать то или иное произведение заранее, чтобы прийти уже на подготовленную почву и задавать вопросы по содержанию. Замысел, композиция, сюжет – рассматриваем все по плану. Но что происходит с героями той же «Капитанской дочки»? Пробуем изобразить схематически. Начинаю рисовать на доске, дети подсказывают. В процессе составления схемы сюжета со всей очевидностью проявляется его симметричность: сначала Гринев с помощью крестьянского царя Пугачева спасает Машу из рук негодяя Швабрина, потом Маша спасает Гринева от каторги, обратившись к императрице Екатерине.

Когда дети замечают эту симметрию, у тех же физматов глаза расширяются, интерес к произведению усиливается. Это дорогого стоит! Когда через предмет ты заставляешь детей удивляться, совершать какие-то открытия, при этом оставаясь с ними на одной волне, это и есть самый смак профессии учителя. Тогда и самые серьезные проблемы, заложенные в произведении, воспринимаются без натуги, и ответы получаются глубокие и искренние.

/Справка: Ольга Машталер окончила факультет русского языка и литературы Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Педагогом работает с 1991-го года. В Школе космонавтики трудится с 2017-го. Ежегодно ученики Ольги Евгеньевны успешно сдают экзамены, становятся призерами профильных олимпиад, школьных и муниципальных этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Ольга Машталер (Ольга Соколова) пишет стихи. Печаталась в сборниках «Антология поэзии закрытых городов» (1999, 2011 2019), «В новый век» (2002), «Поэтессы Красноярья» (2002), «…И слово в сердце отзовется…» (2003) и других. Автор поэтических сборников «Замки на песке» (2004) и «Лестница» (2008). Третья книга «Аксиома счастья» вышла в свет в 2019 году. Кстати, иллюстрировала ее выпускница Школы космонавтики Валерия Прахт (на тот момент десятиклассница). 

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был поэт!

 

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

 

Проходим Пушкина – так надо по программе.

Так, слава Богу, надо – всё равно,

Царь, секретарь иль президент над нами, –

Союз, Россия, Родина – одно.

 

Читаем Пушкина, и в классе на уроке

Иль юным басом, или тенорком

Звучат простые, искренние строки,

И – болдинским подуло ветерком…

 

От книг давно отвыкнувшие дети,

В планшеты и смартфоны вперя взор,

Читают Пушкина, который сквозь столетья

Затеял задушевный разговор.

 

Листая виртуальные страницы

И к слову прикоснувшись, как к струне,

Подумает, смутясь, отроковица:

«Откуда знает Пушкин обо мне?»

 

Он здесь присутствует. Он близок и понятен,

И юность новая ему принадлежит!

И русский стих так звучен и приятен

И с русскою душой навечно слит!

 

2019

Закрыть меню