Наталья Серветник

Наталья Серветник: «Все нобелевские лауреаты занимались искусством!»

Учитель мировой художественной культуры Наталья Гавриловна Серветник работает с детьми уже 46 лет. В 1975 году она окончила Иркутский государственный педагогический институт и стала преподавателем музыки и пения. За свою почти полувековую педагогическую деятельность Наталья Гавриловна преподавала в разных образовательных учреждениях, но Школу космонавтики выделяет особо — за индивидуальный подход, углублённость, сосредоточенность и стремление к знаниям её учеников.

Мировая художественная культура (МХК) относительно молодой предмет в современной школе. С 1977 года решением Министерства Просвещения РСФСР курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет. Уроки МХК призваны формировать целостную гармоничную личность. Мы пообщались с Натальей Гавриловной и выяснили, какие приёмы она использует в работе с детьми и в чём Великая сила искусства.

Наталья Гавриловна, что сказалось на выборе вашей профессии – учитель музыки? Музицировать любили?

— И не только! Я училась в музыкальной школе, пела, рисовала, немного занималась балетом во Дворце пионеров. А ещё мне нравилось читать стихи, и на всех школьных праздниках, торжественных линейках мне давали роль ведущей. Вообще искусство покорило меня ещё в детстве. Тем более, что Иркутск, где я родилась – город с богатыми культурными традициями: Драматический театр им. Н.П. Охлопкова, Театр юного зрителя, который ныне носит имя А. Вампилова, Музыкальный театр, Филармония, Художественный музей с уникальными и редкими полотнами русских и зарубежных художников, Музей декабристов. А какие архитектурные шедевры в старой части города! Можно любоваться и деревянными домиками с резными кружевами, и всматриваться в постройки конца 19 века в стиле «модерн». Древние храмы удивительной красоты! Летом в Иркутск на гастроли обязательно приезжал какой-либо театр оперы и балета. Это был просто праздник!

Так надо было в институт культуры идти!

— Честно говоря, я и собиралась, но однажды к нам в школу пришла молодая учительница музыки — студентка музыкального факультета Иркутского педагогического института. Её уроки стали настоящим потрясением для меня! Она прекрасно пела, много рассказывала о музыке. До этого я и представить не могла, что предмет «Пение» может быть таким увлекательным! Практика учительницы музыки была недолгой, но память о ней осталась на всю жизнь и сказалась на выборе моей профессии. Так я стала студенткой музыкального факультета. Учиться было необыкновенно интересно! После лекций, во второй половине дня, мы играли на фортепиано, занимались вокалом и дирижированием. Из всех аудиторий звучала музыка! Моим любимым предметом было дирижирование, однако руки у меня «плыли», и моя преподавательница сетовала: «Выйдешь к хору, скажут не дирижёр, а балерина».

В одном своем интервью Владимир Спиваков сказал, что дирижёр — почти математик. Учитель в какой-то степени тоже дирижёр…

— Согласна. Дирижёр и без палочки – дирижёр, а учитель и без указки – учитель. Я постоянно ищу новые формы урока: работа в группах над размышлением о произведении живописи или эмоциональное воздействие, порой через стихотворение или через какие-то моменты в жизни композитора или художника. Уроки искусства в общеобразовательной школе открывают простор для творчества и в то же время сопряжены с особыми трудностями. Ибо главное здесь – воздействовать на чувства. А для этого нужно заинтересовать. Чтобы композитор или художник воспринимался как Личность со своими переживаниями, горестями и радостями. Тогда и произведения его будут ближе и понятней. Я всегда говорю детям: «Понимать искусство – значит понимать другого человека. А этому мы учимся всю жизнь».

Когда нужно начинать говорить с ребёнком об искусстве?

— Думаю, в раннем детстве. Лучше, чтобы ребенок сам учился петь, танцевать или играть на каком-то инструменте. С восьмыми классами мы занимаемся всего раз в неделю. Хочется, чтобы благодаря искусству у ребят сложилась картина мира. Но как вместить всю культуру с древних времён до наших дней в 34 часа? К сожалению, на музыку в учебном плане современной школы отводится мало времени. Между тем российский учёный в области нейронауки, психолингвистики, а также теории сознания Татьяна Черниговская, утверждает, что «если мы не будем учить детей музыке, мы потеряем не только Ростроповичей и Спиваковых, но и Эйнштейнов». Она утверждает, что музыка развивает интеллект. И ещё. Было проведено исследование и оказалось, что все лауреаты Нобелевской премии в разных областях науки и литературы занимались искусством.

Нужно ли заставлять школьника ходить в театр: «Иди, посмотри спектакль хотя бы, всё равно не прочитаешь книгу»?

— Думаю, если в семье с детства сложилась традиция ходить в театр, то готовить ребенка к его посещению как к событию, не придётся. Тоже и с книгами. Всё зависит от заинтересованности прежде всего взрослых.

Кем из своих учеников вы особенно гордитесь и почему?

— Ярких и интересных учеников у меня было очень много! Чаще они запоминаются потрясающей работоспособностью, творческим и нестандартным мышлением. К примеру, учащаяся 11-го класса Школы космонавтики Диана Медведева. Она учится в художественной школе с 4-х лет! Ей всё интересно! Когда мы с Дианой начали заниматься, она переживала, что плохо знает музыку, а после нескольких занятий стала узнавать произведения по стилю композитора. Просто удивительно!

В каждом ребёнке есть маленький Моцарт! Главное, успеть это увидеть. Ведь дети все такие разные и такие замечательные.

Если говорить о моих выпускниках, то многие выбрали искусство своей профессией. Выпускница Школы космонавтики 2021 года Евгения Аликина поступила на факультет философии в Московский государственный университет и со второго курса собирается выбрать специализацию по истории культуры. А руководитель вокально-эстрадной студии «Феникс» железногорского Дворца культуры Галина Адаменко, которая с 2019 года преподает вокал в Школе космонавтики, тоже моя выпускница.

В чём всё-таки Великая сила искусства?

— Думаю, в воздействии на чувства. Искусство и литература учат нас сопереживать и творчески воспринимать мир, создавая что-то новое на радость людям! На ум приходят слова виолончелиста, пианиста, дирижёра, композитора и педагога Мстислава Ростроповича: «Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир».

/Наталья Гавриловна Серветник является ветераном труда РФ, имеет звание «Отличник народного просвещения». Её ученики постоянно становятся победителями и призёрами перечневых олимпиад, в том числе всероссийской олимпиады школьников. Так, в 2021 году учащаяся 10-го класса Школы космонавтики Диана Медведева стала победителем регионального этапа ВсОШ по мировой художественной культуре, а 11-классница Евгения Аликина – призером. В этом году ученица уже выпускного класса Диана Медведева и девятиклассница Полина Булич завоевали призовые места на регэтапе главной школьной олимпиады страны по МКХ.

Закрыть меню