Руслан Ельцов: «Буду рад видеть в Центре подготовки космонавтов выпускников ШК»
Истории выпускников Школы космонавтики, уже рассказанные нами в рамках одноимённой рубрики, лишь отчасти связаны с темой «космоса». Безусловно, титулованные инженеры и учёные, которыми чаще всего становятся вчерашние курсанты, вносят неоценимый вклад в безграничный мир науки и технологий. Однако профессия нашего сегодняшнего гостя – она прям про космос. Подполковник запаса, начальник лётного испытательного отделения Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Руслан Юрьевич Ельцов непосредственно занимается подготовкой космонавтов, проводит испытания и исследования в условиях микрогравитации, прыгает с парашютом (выполнил более 1600 прыжков!), а ещё участвует в съёмках музыкальных клипов и художественных фильмов.
Если с другом вышел в путь
Почти тридцать лет назад – в январе 1993 года десятиклассник из Саяногорска (Республика Хакасия) Руслан Ельцов поступил в Школу космонавтики.
– Про ШК я узнал от друга – Сергея Матяша, который уже там учился, — вспоминает наш собеседник. – В те годы школа находилась в Зеленогорске и из Саяногорска нас было шесть человек. Перейти в середине учебного года с обычной программы на физико-математическую было достаточно сложно. Пришлось подтягиваться и догонять остальных. Вдобавок до ШК я изучал французский язык, поэтому английский пришлось учить вообще с нуля.
Полтора года обучения в Школе космонавтики оставили не только приятные воспоминания, но и заложили базу на всю жизнь. Уверен, что многие выпускники этой замечательной школы скажут тоже самое.
Каждый из преподавателей внёс огромный вклад в моё становление и развитие. Безгранично благодарен Андрею Ильичу Кокшарову, нашему классному руководителю, преподававшему алгебру, физику и информатику, его супруге Ирине Иосифовне Кокшаровой – учителю геометрии, а также всем преподавателям, воспитателям, руководству и работникам школы.
В ШК нас учили учиться. Ведь просто запомнить и выучить материал было недостаточно. От нас добивались не заучивания, а именно погружения и понимания. Оценка «отлично» ставилась при условии, что ты не только мог правильно написать и применить формулу при решении задачи, но и умел её вывести. В итоге, помимо школьной программы, мы освоили и некоторые разделы высшей математики, которые обычно преподаются на первых курсах технических вузов.
А уровень подготовки по информатике был вообще фантастическим. И это в начале 90-х! Уже в то время в ШК имелся компьютерный класс, оснащённый IBM PC (первый массовый персональный компьютер производства фирмы IBM) на базе процессоров Intel 286, объединённых в локальную сеть.
Под руководством Андрея Ильича мы изучали несколько языков программирования, сетевую операционную систему NetWare, ОС DOS и практически весь прикладной софт. Все в классе справлялись с учебными задачами, и чем меньше памяти и вычислительных мощностей требовала программа, тем выше была оценка учителя.
Кстати, пользуясь сейчас некоторыми приложениями для смартфона или ПК, просто прихожу в ужас, как они криво написаны и насколько нерационально используются ресурсы.
Лучшее время
– Преподаватели Школы космонавтики не просто вели уроки, они жили рядом с нами. До сих пор с теплотой вспоминаю коллективные выходы в лес, многодневные лыжные походы, переход через зимний Байкал, секцию спелеологии, занятия Ушу, трёхсуточную ролевую игру с полным погружением в средневековый Китай, ракетно-модельный кружок, астрономическую обсерваторию, фотостудию и много чего ещё.
Была в ШК и парашютная секция, в значительной мере повлиявшая на выбор сферы деятельности, которой я занимаюсь сегодня. Время, проведённое в Школе космонавтики, стало лучшим временем в моей жизни!
Помню, как перед выпуском мы проходили тестирование на профориентацию. Практически по всем позициям у меня был нейтральный результат.
Исключением стали только «археология» и «преподавание», где, согласно тесту, я мог найти своё призвание, а также «спорт» и «военная служба», куда идти мне настоятельно не рекомендовали.
Выпускные экзамены в ШК тогда засчитывались в качестве вступительных в Красноярский государственный университет (сегодня это Сибирский федеральный университет) и Сибирскую аэрокосмическую академию (ныне Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва). Поэтому мы с одноклассниками успешно сдали школьные экзамены и спокойно ждали начала приемной кампании.
Однако ранее, проходя приписную комиссию в военкомате, я изъявил желание поступать в военный институт. Мое заявление там не забыли и после окончания школы вызвали в военкомат.
Уезжая, я сказал маме, что вернусь через пару дней…
Кто бы мог подумать, что дома я появлюсь только в феврале и уже в военной форме (вот тебе и минус в профориентационном тесте!).
Всё произошло по-военному: быстро и чётко. На «отлично» сдал вступительные экзамены в Иркутский военный авиационный инженерный институт, прошёл медкомиссию, был побрит наголо, приведён к присяге и отправлен в учебный лагерь. С этого момента началась моя карьера военнослужащего.
Мне бы в небо, мне бы в небо
– ВВУЗ я окончил с золотой медалью. Далее проходил службу на военном аэродроме, занимался обслуживанием и ремонтом систем автоматического управления самолётов, а в 2004 году перевёлся на должность научного сотрудника в Российский государственный Научно-исследовательский институт «Центр подготовки космонавтов» в Звёздный городок.
Задачами одной из научно-исследовательских работ, проводимой под руководством Ирины Баяновны Соловьёвой (полковника, лётчика‑космонавта, мастера спорта СССР по парашютному спорту и дублёра первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой), были исследования поведения человека в условиях стресса и совершенствование методики подготовки космонавтов в стрессовых ситуациях. Так я снова оказался в небе.
В 2008 году я был переведён на должность бортового инженера-испытателя, а после передачи Центра подготовки космонавтов в Госкорпорацию «Роскосмос», уволился из рядов Вооружённых сил РФ и с 2020 года возглавляю лётное испытательное отделение.
Профессия «космонавт» требует не только отличного здоровья и огромного количества знаний, но и умения сохранять спокойствие и выполнять свою работу в любых условиях.
Все не раз слышали истории, когда в условиях стресса одни люди проявляли невероятную силу и скорость, а другие замирали, впадая в ступор не в силах пошевелиться. Но как узнать, каким образом поведёт себя космонавт в стрессовой ситуации? Как это выяснить?
Конечно, можно провести психологические тесты. Однако мы тестируем человека в обычном состоянии и очень сложно предсказать, как он будет действовать, например, при пожаре, когда на принятие решения – секунды. Предсказать это сложно. Значит космонавта нужно подготовить!
Для этого в нашем Центре существует Управление экстремальных видов подготовки, где работаю я. Наша главная задача довести космонавта до предела его эмоциональных возможностей, погрузить в стресс, дать возможность психологам изучить его реакции и научить работать в определённых условиях. А как заставить человека испытать стресс? Прыжок с парашютом наиболее эффективная имитация стресса.
Вспоминаю свой первый прыжок ещё в школе. Настроился, сам сделал шаг в пустоту… шум, свист, следующий момент – уже под куполом парашюта.
Космонавты при прохождении специальной парашютной подготовки прыгают с высоты, которая иногда достигает 4 тысячи метров. Когда падаешь, возникает инстинктивное желание за что-то ухватиться, а тут нужно расслабиться. Расслабиться, падая с 4-х километровой высоты!
Есть 60 секунд времени до раскрытия парашюта и всё это время необходимо наблюдать за окружающей обстановкой, контролировать высоту, управлять своим телом, решая при этом логико-арифметические задачи.
Между прочим, в течение года мы и сами выполняем по 120-150 прыжков с парашютом. Это необходимо инструкторам для поддержания навыков и совершенствования мастерства.
Парит наш орёл!
– Знакомы ощущения, когда вас вдавливает в спинку кресла при резком разгоне автомобиля? Это называется перегрузка!
Во время старта ракеты перегрузка достигает 3g. Представьте, что вам на плечи посадили двух человек и вы стали весить в три раза больше. А при посадке этот показатель возрастает от 4 до 8g!
Поэтому, когда космонавт тренируется на Центрифуге, создаются перегрузки аналогичные запуску и спуску космического корабля.
И вот, ракета взлетела. С чем сразу сталкивается космонавт? С невесомостью.
Вы невесомы, ваше тело парит в воздухе, отпущенные предметы не падают, а остаются парить рядом с вами. Вы можете махать руками ногами, но останетесь на месте. Поэтому вторым направлением моей деятельности является подготовка космонавтов в условиях невесомости на борту летающей лаборатории «Ил-76МДК».
«Ил-76МДК» – это самолёт-лаборатория, созданный специально для тренировок космонавтов в условиях невесомости. У самолёта усиленная конструкция, позволяющая без последствий эксплуатировать его при перегрузках до 3-х g. В нём установлены топливные и масляные гидроаккумуляторы, обеспечивающие бесперебойную работу систем в условиях невесомости (видели, как ведут себя жидкости в невесомости?), оборудованы рабочие места бортовых инженеров-испытателей и установлена система наддува и вентиляции скафандров.
В процессе подготовки космонавты выполняют около двадцати полётов с воспроизведением режимов невесомости. За один полёт воспроизводится от 10 до 20 режимов невесомости продолжительностью 25-28 секунд. В этих условиях космонавты получают первоначальные навыки перемещения в невесомости (микрогравитации), снятия/одевания и работы в аварийно-спасательных и выходных скафандрах, выполнения типовых штатных и нештатных (в случае аварии) операций. Здесь тренируется и изучается переносимость космонавтами знакопеременных нагрузок и устойчивость вестибулярного аппарата.
Нештатная посадка
– Помимо непосредственной подготовки космонавтов мы проводим испытания и исследования в условиях микрогравитации.
С 2000-х годов возможность испытать невесомость стала доступной для всех, и наш Центр организует ознакомительные полёты с воспроизведением невесомости. Из наиболее интересных сторонних работ: съёмки музыкального клипа для американской альтернативной рок-группы «Ok&Go», проведение пит-стопа с заменой колёс на болиде «Формулы-1» для австрийской автогоночной команды «RedBull», участие в съёмках российского художественного фильма «Вызов» с Владимиром Машковым и Юлией Пересильд в главных ролях (премьера ожидается 12 апреля 2023 года).
Помимо основных задач наше отделение привлекается к тренировкам космонавтов по действиям после посадки в различных климатогеографических зонах: в тайге или степи зимой, пустыне летом, на водной поверхности (море).
Мы занимаемся совершенствованием методик подготовки, испытанием оборудования и снаряжения, проведением занятий и работой в качестве инструктора в составе экипажа.
При нештатной посадке космический аппарат может приземлиться, где угодно. Имея только НАЗ (носимый аварийный запас) и парашют со стропами космонавту нужно построить укрытие и продержаться трое суток при температуре воздуха от минус 30 до плюс 50 градусов.
А ведь ещё необходимо установить связь с поисково-спасательной группой, уметь оказать первую медицинскую помощь, дождаться эвакуации, подняться на лебедки в зависший в воздухе вертолёт…
Экипаж космического корабля должен уметь сохранить свои жизнь и здоровье в случае посадки в нерасчётной точке.
В космонавты я пойду, пусть меня научат!
– В процессе работы нам приходится решать широкий спектр задач: осуществлять кратко и долгосрочное планирование, разрабатывать программы и методики подготовки, организационно методические документы, участвовать в заключении договоров со сторонними организациями, следить за материально техническим обеспечением проводимых видов подготовки, проводить занятия с космонавтами, работать в качестве инструктора в условиях невесомости, по парашютной подготовке и при проведении тренировках по выживанию, участвовать в организации и проведении испытаний и исследований, взаимодействовать со СМИ.
Необходимо постоянно совершенствовать свой уровень и обучаться. За годы работы в Центре я стал инструктором ПДП (парашютно-десантной подготовки), водолазным специалистом, окончил магистратуру в Московском авиационном институте по специальности «связи с общественностью», прошёл курсы повышения квалификации (специалист по подготовке космонавтов) и английского языка.
Центр подготовки космонавтов – уникальная организация, и на сегодняшний день нет вузов, готовящих специалистов по данному профилю. Молодые кадры, которые приходят к нам трудиться, осваивают мастерство прямо на рабочих местах. Как правило, чтобы стать инструктором необходимо иметь высшее техническое образование, но всегда есть вакансии для врачей, переводчиков, экономистов, IT-специалистов и др.
Курсантам Школы космонавтики желаю найти своё призвание и стать настоящими профессионалами — расти и самосовершенствоваться, получая за свой труд достойную зарплату! Работа должна приносить удовольствие или материально компенсировать все неудобства, которые она доставляет.
Буду рад видеть в нашем Центре выпускников ШК. В настоящее время проводятся открытые наборы в отряд космонавтов и у ШКовцев есть шанс быть зачисленными в эти ряды.
Основные требования — это здоровье, высшее техническое образование и опыт работы в авиционно-космической сфере от 3-х лет. А кому это окажется не по зубам, всегда есть возможность связать свою судьбу с космосом в качестве специалиста Центра подготовки космонавтов.