Ирина Артёмова: «Дети учат меня быть динамичной, иначе им скучно»
Есть один общеобразовательный предмет, индивидуальное собеседование по которому проходят все поступающие в Школу космонавтики вне зависимости от выбранного профиля обучения. Это английский язык. Почему же эта дисциплина настолько важна, что и «биохимы», и «физматы» должны сдавать такой экзамен? По словам учителя английского языка Ирины Артёмовой, знание английского — это в первую очередь свобода и перспективы. А ещё «язык» улучшает память и помогает держать мозг в тонусе. Накануне вступительных испытаний мы пообщались с Ириной Юрьевной и выяснили, что такое «мягкие» навыки, какие методики помогают лучше развивать говорение, а какие письмо, и чему она сама с удовольствием учится у ШКовцев.
Ирина Юрьевна, почему вы решили стать учителем?
— На выбор профессии повлияла моя учительница английского языка в старшей школе. Она сумела привить интерес к более глубокому изучению иностранного языка. Дополнительно я занималась с репетитором, много времени уделяла самостоятельной подготовке и в 11 классе вопрос «Кем стать?» передо мной не стоял. В другой профессии я себя не представляла.
Какими были ваши наставники?
— Весь преподавательский состав Смирныховской средней школы на Сахалине, где я училась, был уникальным. Это были педагоги с огромным стажем, умудрённые опытом, увлечённые своим делом, умевшие удерживать внимание всего класса на уроках. Позже наставниками стали уже преподаватели кафедры английского языка Томского государственного педагогического университета. Сложностей в учёбе у меня не было никогда. Мне было интересно учиться, не было долгов, сессию всегда сдавала досрочно. Однако самые главные учителя – это мои родители. Они всегда (и по сей день) поддерживают меня, к ним я обращаюсь за советом, их мнение является для меня авторитетным.
Почему вы выбрали именно этот предмет? В чём его сложности и прелести?
— Владение иностранным языком уже давно превратилось из приятного преимущества в необходимость. Нет смысла отрицать широкое распространение английского во всех сферах нашей жизни, ведь он давно стал «инструментом» международного общения. Английский — это свобода: свобода передвижения, общения с людьми, познания новых культур за пределами России, свобода получения информации. Знание иностранного языка улучшает память, помогает держать мозг в тонусе, даёт возможность общаться с коллегами из других стран. Это про прелести. Сложности в том, что «язык» постоянно развивается, ежедневно появляется масса новых слов, поэтому всегда есть к чему стремиться и что осваивать. Достичь можно определённого уровня, когда не испытываешь сложностей в использовании английского языка, но знать всё в совершенстве невозможно.
Сколько лет работаете в Школе космонавтики?
— Много. В конце 1990-х моего мужа перевели служить в Железногорск и в ШК как раз была вакансия учителя английского языка.
В чём отличие вашего подхода к обучению?
— Наряду с традиционными методами обучения я стараюсь создавать условия для формирования «мягких» навыков (Soft skills). Это качества, которые помогают наладить общение в повседневной жизни. Современному человеку не обойтись без них, если он хочет построить успешную карьеру и гармоничные отношения с окружающими. Soft skills дают возможность погружаться в английский и прокачивать навыки общения. Дети учатся расставлять приоритеты, мыслить критически, развивать эмоциональный интеллект, выступать перед публикой, адаптироваться к новым условиям, бороться со стрессом. Тематические, ситуативные задания помогают развивать говорение, лексику, письмо, произношение. Soft skills позволяют учащимся не только учить английский, но и способствуют получению прикладных навыков для жизни путём погружения их в различные ситуации, которые могут произойти с каждым (например, приём у врача или собеседование). Это наполняет уроки смыслом и наглядно демонстрирует детям пользу владения английским языком в жизни. Мои ученики умеют озвучивать оригинальные отрывки художественных, мультипликационных фильмов, создавать свои тематические аудиоистории и видеоиллюстрации к прочитанным текстам, озвучивать их.
С какими учениками приятнее работать? А с какими тяжелее всего?
— Всегда приятно работать с теми, кто заинтересован в изучении предмета и мотивирован на получение знаний и их применение. Тяжелее всего с теми, кто для себя решил, что ему ничего не нужно, английский в жизни не пригодится. Трудно смириться с пониманием того, что ученик даже не пытается прилагать какие-либо усилия, чтобы выйти на результат, который в дальнейшем поможет ему стать успешным. Но в моей практике такое отношение — редкий случай.
Существуют ли какие-то упражнения или методики, которые навсегда вас покорили?
— Dogme style, например, вариант коммуникативного подхода, который позволяет максимально отойти от учебников и сосредоточиться на общении с учениками. Есть живое общение на актуальные темы, которое требует использование определенной лексики и грамматики. Урок в этом случае непредсказуем, материал обучения всплывает в процессе. Моя роль только в оптимизации процесса изучения языка.
Task-based learning помогает решать коммуникативные задачи: сделать заказ в ресторане, покупки в магазине, пройти собеседование на работу или регистрацию в аэропорту, а также многое другое. При обучении использую аутентичные материалы (видео, аудиоматериалы, статьи).
Вы учите детей языку. А чему они учат вас?
— В сегодняшней школе нагрузка на учеников ложится очень большая. Объём учебного материала — огромный, но они ещё находят время на дополнительные занятия, активно участвуют в общественной жизни. Глядя на ребят, на их труд, я тоже нахожу силы и время для повышения своего мастерства. Я всегда рада учиться у своих учеников, с ними я в курсе событий, инноваций. У них я учусь многому… например, смонтировать видео, отредактировать документ в какой-то программе, открыть для себя новые функции собственного телефона. Они учат главному — просто быть самим собой и быть открытым к обмену эмоциями, открыто выражать свои мысли. Дети учат меня быть динамичной, иначе им скучно.
Назовите учеников, успехами которых вы особенно гордитесь?
— До сих пор с особой теплотой вспоминаю курсантов своего информационно-математического класса 2020 года выпуска. С огромным удовольствием приходила на уроки, испытывала удовлетворение от совместной работы. Многим английский язык пригодился для поступления в вуз или во время студенчества. Так, Ксения Гринфельд поступила в Герценовский университет благодаря призовому месту, полученному в перечневой предметной олимпиаде, Данил Андреев и Кирилл Самбурский успешно прошли собеседование на английском языке, что было одним из условий для получения гранта на обучение в университете Иннополис.
Говорят, что сегодняшних школьников чаще интересует не сам язык, а его применение…
— Интерес современных школьников в изучении английского языка состоит в овладении коммуникативной компетенцией и развитии качеств поликультурной личности, востребованных современным информационным обществом в условиях глобализации. Знание языка — перспективы: перспективы безболезненной интеграции в образовательные процессы, возможность получения качественного образования, основа для успешной карьеры в будущем. И нынешнее поколение отлично это осознает.