Лариса Малинова

Лариса Малинова: «Образование и есть воспитание!»

С сентября этого года в 338 школах Красноярского края появились советники директора по воспитанию. Советник директора Школы космонавтики по воспитанию Лариса Анатольевна Малинова, кажется, знает про эту сферу всё и даже больше, поскольку работает в школе уже скоро сорок лет. Из них шесть последних в ШК. Мы пообщались с Ларисой Анатольевной и выяснили, какие нововведения есть в жизни ШКовцев, какие задачи стоят перед советником по воспитанию.

Про профили

В этом году мы решили более внимательно отнестись к нашей профилизации, поэтому хотим организовать жизнь в Школе космонавтики так, чтобы каждая четверть проходила под знаком того или иного профиля.

Первая была посвящена «физматам», сейчас время информационно-математических классов. Далее эстафету примут «физтехи» и завершат год «биохимы».

Основная идея состоит в том, чтобы у ребят было как можно больше поводов поговорить, подумать о своём выборе, поискать возможности его применения в собственной жизни. Чтобы у ребенка появились ответы на вопросы (а может быть, и сами вопросы): почему мне было важно оказаться в этой школе? что я получу на выходе? и с чем я уйду в завтра?

Про акцию

С той же целью, но с другой стороны, мы запустили акцию «Собери свой класс». Она тоже связана с профильным обучением. Суть в том, что школьники предлагают (или пытаются это сделать) кандидатуры состоявшихся в жизни и успешных, на их взгляд, людей, которых они бы хотели видеть в своем классе. Задача: собрать целый класс из таких персонажей. Причём непременно профильный!

Своих претендентов ребята должны представить таким образом, чтобы их реальные одноклассники приняли и одобрили предложенные кандидатуры.

Если у детей есть кто-то на примете, то это замечательно. А если нет, то это своего рода провокация «на подумать».

Разумеется, когда мы говорим про известных людей в таком ракурсе, то не имеем в виду кумиров из шоу-бизнеса, медийных личностей (блогеров, тик-токеров и пр.). Искать кандидатов необходимо в социальной, гражданской плоскости в хорошем смысле этого слова.

И я не про патриотическую направленность сейчас. Это всё-таки другая ветка нашей жизни. Мы предлагаем школьнику посмотреть вокруг себя через призму профессионализма, который ты сейчас почему-то выбрал. Что это за мир?

Про главное в школе

Не секрет, что зачастую выбор профиля обучения в такой школе, как наша, осуществляется немного хаотично. Кому-то посоветовала мама, кто-то «повёлся» на крутую специальность. Безусловно, это тоже интересно и имеет место быть. Но ведь случается и то, когда дети просто двигаются от противного, выбирая математику, чтобы не было, к примеру, литературы. Есть, конечно, и те, кто долго думал и пробовал, искал свою «точку опоры»…

Мы хотим подвести ребят к тому, чтобы они подумали над собственным выбором, над этим правом, которое есть у каждого, поразмышляли и сами увидели, описали свои перспективы и оценили шансы их реализовать. Чтобы понимали: моё завтра зависит от моего сегодня. Это и есть самое трудное и одновременно самое главное, что можно сделать в школе.

В этой связи мы пробуем сейчас организовывать детско-взрослые проектные и творческие группы. Когда не только воспитатели придумывают сценарий, распределяя уже готовые роли между молодыми людьми, но и сами школьники генерируют какие-то свои идеи, которые им бы хотелось реализовать. Ведь когда молодёжь сама что-то может сказать или предложить, тогда рождается то, что ей будет легче принять. Такое точно не пройдёт мимо и не станет формальным мероприятием, на котором сидишь и ждёшь, когда же оно закончится.

Про единство

Должность советника по воспитанию создавалась, чтобы мы все сплотились под единым знаменем. По сути, это калька с былых времен, когда были пионеры, комсомольцы и другие молодёжные организации. Государство планирует возродить в новой форме понимание людьми своего единства, найдя какой-то другой язык, поэтому желание организовать школьников под неким единым воспитательным, смысловым куполом присутствует — и эта тема тоже становится одной из ключевых задач, которая ложится на советника по воспитанию.

Как бы мы, взрослые, ни вредничали и ни капризничали сегодня, у многих из нас было понимание единства. К примеру, наше поколение всегда с трепетом относилось ко Дню Победы. И для нас подобное отношение к теме Великой Отечественной войны, как нечто само собой разумеющееся.

Для нынешних подростков это не так. Возможно, мы излишне оберегали их от той боли, которой с нами в свою очередь делились наши учителя и родители, прошедшие через горнило войны. А сегодня его приходится формировать и выстраивать на каких-то других основаниях.
Оберегая сознание современного подростка, боясь травмировать и в попытке его защитить, мы оказали детям медвежью услугу. И это привело к тому, что мы имеем на сегодняшний день. В частности, группу людей с непатриотическими установками. Людей, для которых даже произнесение слова «патриотизм» чуть ли не считается дурным тоном. Людей, утверждающих, что память о войне — это милитаризация общества.

Но, не познав боли, невозможно двигаться дальше. Умение «проживать» не только сладкие пряники, но и боль — тоже элемент воспитания. Да, это сложно. Особенно для взрослых. Поскольку необходимо понимать, как начать говорить об этом с ребёнком, осознавая, что можно наткнуться на слёзы, обиды, противодействие.

 

Наши дети многое для себя открывают впервые. И помочь им увидеть какие-то важные вещи с другой стороны, а не только с той, какой бы им хотелось — часть образовательно-воспитательного процесса. Потому что образование и есть воспитание. Вызов. Встреча с самим собой. Попытка встать на порог, шагнуть туда, где ты не знаешь ничего — и встретиться с миром лицом к лицу.

****

/Совершенно официально

С 1 сентября 2023 года в школах Красноярского края советники директора по воспитанию работают в 338 школах, 72 техникумах и колледжах. С 1 января 2024 года эта должность появится ещё в 267 школах региона.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации должность включена в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Советники по воспитанию участвуют в стратегическом планировании развития воспитательной деятельности в образовательной организации, взаимодействуют с детскими общественными объединениями, вовлекая обучающихся в общественно значимые проекты и в иную внеучебную деятельность.

Федеральный проект получил название «Навигаторы детства». В 2023-2025 годах в нём примут участие 89 субъектов Российской Федерации и город Байконур. По итогам реализации проекта к концу 2025 года должность советника директора по воспитанию должна быть предусмотрена в штатных расписаниях более чем в 28 тысячах общеобразовательных организаций.

Закрыть меню