Михаил Гусак

Школа космонавтики научила жить

На днях получили привет из Санкт-Петербурга от выпускника Школы космонавтики 2021 года Михаила Гусака. Миша учится на третьем курсе Санкт-Петербургского государственного университета и утверждает, что благодаря подготовке, полученной в ШК, чувствует себя на химфаке одного из ведущих и старейших университетов России как дома.

А началась эта история в 2019 году. Когда девятиклассник из посёлка Минино Емельяновского района Михаил Гусак принял решение продолжить обучение в Школе космонавтики. Про ШК, на тот момент уже призёр регионального этапа ВсОШ по химии, узнал во время участия в выездном интенсиве «ОЛИМП». Его с 2011 года проводит Школа космонавтики с целью подготовки талантливых учащихся Красноярского края к перечневым олимпиадам.

– Идея перейти в другую школу появилась как раз тогда, – вспоминает выпускник. – Тем более, что уровень знаний предмета, который давали в посёлке, не соответствовал моим ожиданиям. Поэтому и особой мотивации серьёзно готовиться к профильным олимпиадам не было. Однако всё изменилось, когда я познакомился с теми, у кого были похожие запросы и амбиции – ребятами из ШК. Это, пожалуй, стало принципиальным моментом выбора школы и направления («биохим») для моего поступления. Да и непринципиальных моментов было предостаточно: от простой смены обстановки до воспитания самостоятельности.
Первое время было необычно, что химия в Школе космонавтики преподносилась не просто как данность или совокупность аксиом, а как реальность, то есть живой процесс познания нового. Сложным же оказался распорядок дня. Ведь к нему предстояло не только привыкнуть, но и адаптироваться.
Но особенно понравилось, что статус «олимпиадник» воспринимался в ШК как нечто обыденное. Это придавало сил и значительно облегчало жизнь.

Михаил в лаборатории СПбГУ

– В школе относительно легко мне давались физика и математика. С химией было немного сложнее. Дело в том, что этот предмет сам по себе многогранен. И чтобы быть готовым к решению химических задач, необходимо проработать море информации из её основных разделов, быть в курсе новинок в различных синтезах. В общем, было непросто.
Самый любимый педагог в Школе космонавтики, конечно, учитель химии Екатерина Викторовна Селезова! Не передать словами то, чем я ей обязан. А её коронное «получение чего-то из ничего» не раз помогало мне на практике. Оно всегда демонстрирует масштаб синтетических проблем, даже несмотря на конкретные данные той или иной задачи.
В сочетании с рационализаторским подходом к реакциям, приобретённый опыт на школьных уроках химии очень помогает мне в лаборатории, в которой я сейчас работаю.

С благодарностью вспоминаю, как в 11 классе, перед региональным этапом ВсОШ, Екатерина Викторовна дала мне новый халат. Мой на тот момент уже изрядно поизносился (долгое время я считал его счастливым). Мне определенно было приятно выглядеть на «регионе» не как поживший синтетик, а как примерный и опрятный старшеклассник.
В целом, Екатерина Викторовна дала мне всё необходимое (помимо нового халата!), чтобы на химфаке университета я чувствовал себя как дома.
Также хочу поблагодарить Александра Владимировича Финогенова! Его уроки были всегда ламповыми. И в тоже время давали понять, что физика может быть не только увлекательным на практике, но и невероятно сложным в теории предметом. Знания, полученные на занятиях этого преподавателя, пригодились мне на первом курсе вуза и значительно упростили сдачу первой сессии по физике.
Школу я довольно часто теперь вспоминаю. Хотел бы снова станцевать вальс на последнем звонке и увидеть кабинет химии, где я когда-то «родился».

Михаил в школьной лаборатории

– Помню, как экспериментально пробовал провести там качественную реакцию на первичные амины на примере анилина реакцией его с KOH и CHCl3 при нагревании. У полученного продукта, фенилизоцианида, был такой отвратительный запах, что я помню его до сих пор. Сейчас я как раз занимаюсь подобными соединениями в научной группе университета. И «аромат» у них бывает ещё хуже!
Однажды в шутку сравнил одноклассницу с иридием. А позже, уже в универе, химия именно этого металла стала основной темой моих исследований.
Школа космонавтики научила меня жить и это самое главное. Пригодилась и привычка запасаться продуктами сразу на несколько дней!
Сейчас я учусь на третьем курсе Института химии Санкт-Петербургского государственного университета.
Благодаря своим олимпиадным достижениям поступил БВИ (без вступительных испытаний).
Конечно, я осознавал, что, покидая школьные стены, жизнь придётся начинать практически с чистого лица. Но благодаря Школе космонавтики я был к этому готов. Безусловно, меня привлёк не только Питер, но и вуз, который по сей день сохраняет статус одного из лидирующих классических университетов страны. И хотя учёба на химфаке занимает львиную долю времени, мне удается встречаться с друзьями. К примеру, часто общаемся с другим выпускником Школы космонавтики Витей Добровым, который тоже учится в СПбГУ только на факультете географии и геоэкологии. Нахожу время и на отдых. Недавно впервые сходил на каток!

– Опыт работы в школьной лаборатории, позволил мне гармонично влиться в коллектив своей научной группы. Уже и успехи имеются! Мою дебютную статью можно посмотреть в виде препринта https://chemrxiv.org/engage/chemrxiv/article-details/6501b12f99918fe537e17b28

Весной планирую выступать с устным докладом по этой работе на Нижегородской конференции (всероссийская конференция молодых учёных-химиков).
Нынешним курсантам хочу сказать, что самостоятельность далеко не единственное, что нужно для достижения целей. Учитесь работать в команде и взаимодействовать друг с другом. Причём начинайте делать это прямо сейчас!

/Школьные достижения Михаила по химии:
*Всероссийская олимпиада школьников, региональный этап (9, 10, 11 классы, призёр);
*Всероссийская олимпиада школьников, заключительный этап (11 класс, участник);
*Многопредметная олимпиада «Юные таланты» (11 класс, призёр);
*Московская олимпиада школьников (10 класс, призёр);
*Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи – будущее науки» (10, 11 классы, призёр)
*Открытая химическая олимпиада (10 класс, победитель, 11 класс, призёр);
*Всероссийская межпредметная олимпиада КФУ (10 класс, победитель,11 класс, призёр);
*Открытая межвузовская олимпиада школьников «Будущее Сибири» (10, 11 классы, призёр);
*Отраслевая олимпиада «Газпром» (10, 11 классы, призёр);
*Всероссийская университетская олимпиада школьников «Бельчонок» (11 класс, победитель);
*Турнир имени М.В. Ломоносова (11 класс, призёр).

Закрыть меню