Софья Строганова

На уроках физики мы спасали зайцев

В 2022 году в Московском государственным университете имени М.В. Ломоносова поступили четверо выпускников Школы космонавтики: Яна Кириллова из физико-математического класса, Анастасия Цветкова, Тимур Фахрутдинов и Софья Строганова из «физтеха».

У студентов самого престижного вуза страны свободного времени не так много. Тем более что помимо учёбы они работают и занимаются научными проектами. Однако Софья Строганова нашла в своём плотном графике окошко, чтобы предаться воспоминаниям о школе и рассказать нам о своём настоящем.

В 2018 году семиклассница из Красноярска получила по почте письмо. Талантливую ученицу приглашали пройти вступительные испытания в школу-интернат для одарённых детей. Мама Софьи, в отличие от дочери, давно знала о существовании ШК и имела на неё виды. А когда оттуда пришло письмо, то в семье решили – судьба. Софья решила попробовать.

– Утром в день экзамена я открыла демоверсию заданий на школьном сайте, ужаснулась и закрыла, – вспоминает девушка. – Тогда я плохо знала физику и была уверена, что не сдам. Но в итоге поступила с одним из лучших баллов в классе. Также мне было интересно узнать, что за «зверь» такой – интернат. Направление для обучения выбрала следующим образом: «физмат» – для физиков, «инфомат» – для программистов, «биохим» – для медиков или биологов. А «физтех» для кого? Для инженеров-изобретателей? Это интересно!
Когда я впервые приехала в школу, то меня удивили отношения между старшеклассниками. Они были так рады видеть друг друга после летних каникул! Парни отнесли в общежитие чемоданы девушек, а потом вместе с ними сидели на паужине и обсуждали новости за стаканом кефира.
Со временем я к этому привыкла. Ведь в старших классах у нас было тоже самое. Мы настолько сдружились, что, к примеру, могли в 11 классе сорваться и уехать в Новосибирск на День открытых дверей НГУ посреди учебного семестра. Причём, чтобы не только университет посмотреть, но и по городу погулять.
С учёбой в ШК особых трудностей не возникало. Хотя первое время по физике у меня были слабоватые знания. Хорошо помню, как всю первую четверть восьмого класса мы решали задачи про зайцев (да! ). Любовь Валентиновна Прокофьева заполняла наши пробелы в базовой механике, давая забавные задания со схожим сюжетом на силу Архимеда: про зайцев, тонущих на льдине. И чтобы спасти несчастных животных, нам необходимо было найти то дополнительную силу, то их массу. А потому как я с детства люблю зайцев, такие задачи мне «зашли» и запомнились.
Педагоги в Школе космонавтики все большие профессионалы, но лично я хочу отметить троих: Любовь Валентиновну Прокофьеву (физика), Валентину Витальевну Лемешкову (география) и Ирину Вячеславовну Волохо (математика).
Если честно, то уроки Любови Валентиновны (нашего классного руководителя) были не совсем уроками в их классическом понимании. Для многих они превращались в усердное сопение на задней парте и самостоятельное изучение олимпиадных задач. Зачастую после занятий или вообще вместо. Любовь Валентиновна учила нас не ждать, пока учитель объяснит сложную тему, а разбираться самим и решать то, что мы считаем нужным. Уже позже, в университете, я поняла насколько это жизненно необходимый навык! Любовь Валентиновна смогла донести до нас мысль, что БВИ — это круто! Она транслировала это с самого начала. И в итоге 11 из 19 учеников нашего класса получили крутые преференции – поступление в вуз без вступительных испытаний.

«Физтехи» Любови Валентиновны: Алексей Рязанцев, Демьян Григорьев, Любовь Валентиновна Прокофьева, Виктор Зелинский, Дмитрий Полячков, Владимир Кризько, Софья Строганова, Лидия Зологина, Тимур Фахрутдинов, Алексей Зырянов.

Не скажу, что я очень любила географию в школе. Скорее мне была близка философия путешествий Валентины Витальевны Лемешковой.

Больше всего запомнилась наша совместная поездка в Петербург на олимпиаду по технопредпринимательству. Сперва я хотела просто купить прямой билет до Пулково и добраться туда без приключений. Но Валентина Витальевна убедила поехать на поезде через Москву. В дороге она рассказывала о природных, экономических и социальных особенностях тех регионов, которые мы проезжали. Сейчас, когда я планирую какие-то поездки, то использую лайфхаки от Валентины Витальевны по организации ручной клади и формировании маршрута с оптимальным охватом достопримечательностей.
Кстати, впервые на программу «Дежурный по планете» я попала тоже благодаря Валентине Витальевне. Тогда я случайно (не по профилю) зашла на трек по геоинформатике. Но учитель организовала командную работу таким образом, что мы разделили задания между собой, решили их и прошли в финал. Валентина Витальевна сидела с нами вечерами, подкармливала конфетами, поила чаем и гуглила полигоны ТБО московской области. Позже я познакомилась с ребятами с инженерных треков и на следующий конкурс уже отправилась с ними.
Ирина Вячеславовна Волохо научила учиться не ради оценок, а ради знаний. Казалось бы, банальная вещь, но актуальная на все времена.
Когда я пришла на первую пару в МГУ куратор сказала, что тем, у кого имеется «синдром отличника» будет тяжело. Тогда я поняла (и даже немного обрадовалась), что благодаря Ирине Вячеславовне мне это не грозит. Поскольку оба аттестата у меня, за 9 и 11 классы, с единственной четвёркой по математике. Причём это не заниженные оценки, а просто честные.

Воспоминаний о школе у меня очень много. Как-то раз в восьмом классе я лежала на кровати с ноутбуком. Была полночь. Я читала учебник по ОБЖ, готовилась к муниципальному этапу ВсОШ. Тема «Пожарная безопасность».
На соседней кровати спала одноклассница. Вдруг слышу где-то вой сирены и голос: «Внимание, пожарная тревога…». Но звучало настолько тихо, что едва можно было разобрать слова.
Я растормошила соседку. Спрашиваю: «Тоже это слышишь?»
Она прислушалась и говорит: «Нет. Что за бред?! Ты ОБЖ перечитала!»
Думаю, ну всё, у меня крыша поехала. Пора заканчивать.
Закрыла ноутбук. Легла. Но сирена зазвучала снова. Только в этот раз чуть громче. Тут уже и соседка её услышала. А потом завыло на всю общагу!
Мы выбежали на улицу, как обычно это делали во время объявления пожарной тревоги в школе. Оказалось, что у «физматов» взорвался в микроволновке чокопай, а сирена включалась по этажам поэтапно. С нарастанием!
Ещё помню, как в 11 классе мы играли в «мафию» на уроке истории. Вырезали фотографии политических деятелей сталинской эпохи. Подписали: Сталин – вождь, Берия – мафиози, Жданов – ночная бабочка и всё в таком духе. Всем очень понравилось. Потом даже на праздновании Нового года играли.
Однажды поехали с классом в Новосибирск. На третий день поездки все очень устали. В музеи и на выставки решили больше не ходить, а поехали в «ИКЕЮ», ведь в Красноярске её не было. Кто-то отправился в магазин раньше. Кто-то долго собирался и поехал позже. В общем, не сговариваясь, мы купили там … пятнадцать одинаковых плюшевых крыс. Кто-то даже родственникам и друзьям игрушки приобрёл. А когда сели в поезд с этой крысиной компанией, то пассажиры косились. Было весело!
В Школе космонавтики я научилась контактировать с людьми. В девятом и десятом классах я часто ездила на различные всероссийские мероприятия. Посещала Москву, Санкт-Петербург, Владивосток и другие города страны. Много общалась с организаторами конкурсов и олимпиад, преподавателями, предпринимателями, представителями научно-технологического бизнеса. Тогда я поняла, что весь движ в Москве. Поэтому продолжить обучение я хотела только там.
Когда я участвовала в заключительных этапах «Физтеха» в феврале и «Росатома» в марте 2022 года, думала, вот, напишу эти олимпиады нормально и поступлю либо в Бауманку (МГТУ им. Н.Э. Баумана), либо авиационный институт (МАИ). Но когда в апреле пришли результаты, я с удивлением обнаружила, что вполне могу поступить и в МГУ. После ЕГЭ я ещё немного повыбирала (ради приличия) между Высшей школой экономики (информатика и вычислительные системы) и физфаком МГУ. Мама советовала идти в МГУ. И вуз более знаменитый, и образование в нём более фундаментальное, открывающее бОльшие возможности. Я согласилась и не прогадала.
Если говорить о hardware-skills (технических навыках), то знания в области машинного обучения, программирования, электротехники, пайки и 3d-моделирования, по сути, помогли найти мне работу. И хотя в ШК нас этому напрямую не обучали, для школьных и конкурсных проектов приходилось их быстро осваивать. А для этого в Школе космонавтки созданы все условия. Что же касается soft-skills (мягких навыков), то умению договариваться, просить помощь или совет у преподавателей и коллег я научилась в ШК.

На данный момент я работаю ML-инженером в сингапурском стартапе, который занимается разработкой и продажей медицинских устройств для анализа биомаркеров мочи методами оптической спектрометрии. Это довольно интересный проект на стыке фотоники и технологий ИИ. Ещё двумя схожими проектами я занимаюсь в Центре Аддитивных Технологий и Фотоники МГУ. Одному из них посвящена тема моей курсовой работы – «Применение нейросетей к гиперспектральным изображениям для определения уровня свежести фруктов и овощей». Сейчас мы активно ищем финансирование для их реализации среди российских ритейлеров, созваниваемся с представителями компаний, отправляем заявки на гранты. В этой связи одному из ритейлеров я делаю нейросеть для видеоаналитики складов. Получается, что работой пока занимаюсь даже больше, чем учёбой.
По возможности стараюсь путешествовать, иначе в МГУ «мозги закипают». Уже второй год езжу с друзьями из МФТИ в Шерегеш кататься на лыжах, состою в водном турклубе своего университета, периодически хожу в походы, участвую в сплавах на байдарках. Вместе с подругой из «Дежурного по планете» ездила на Байкал с рюкзаками и палаткой.
Помимо всего прочего, участвую в студенческих хакатонах. Познакомилась с отличной командой, с которой могу рвануть в другой город, приятно провести там время и победить. Так, в марте прошлого года мы стали победителями хакатона TenderHack в области аналитики (Санкт-Петербург), в ноябре – призёрами хакатона в Нижнем-Новгороде, а ещё завоевали призовые места в нескольких московских хакатонах. В декабре мы с другом из нашей команды написали веб-приложение для трейдеров с построением прогноза стоимости акций на основе нейросети. Ну, а в июле я исполнила свою школьную мечту – съездила в Самару на ракетный хакатон.
Также при поддержке Владимира Евгеньевича Гершензона (организатор «Дежурного по планете», с которым я познакомилась, будучи девятиклассницей ШК) мы работаем над проектом по сохранению природной экосистемы и развитию туристической инфраструктуры острова Кильпола в Ладожском озере (Карелия). Занимаемся созданием карт, оборудованием стоянок, поддержкой сайта. Между прочим, в этом проекте могут принять участие талантливые школьники и отправиться в оплачиваемую экспедицию https://situs-center.tilda.ws/#who .
Курсантам Школы космонавтики хочу посоветовать не бояться строить образовательную и профессиональную траекторию самим и начинать это делать как можно раньше. Благо, в ШК для этого есть много «ручек». И не стоит ограничивать себя каким-то одним направлением (предметом, проектом). Грамотный специалист или предприниматель (нужное подчеркнуть!) формируется из опыта и знакомств, которые он получает и заводит, пробуя разные варианты деятельности. А ещё я настоятельно рекомендую наслаждаться жизнью, своим юношеством и проще относиться к ошибкам. После школы будет меньше возможностей кайфовать. Делайте это сегодня!

Закрыть меню