Евгения Аликина

Школа космонавтики научила думать

Выпускница Школы космонавтики 2021 года Евгения Аликина обучается в МГУ имени М.В. Ломоносова на философском факультете. Хотя после окончания школы семья видела её юристом и настаивала на юрфаке.

Однако Женя решила, что юриспруденция не её история и выбрала философию. Утверждает, что знание этой науки пригодится ей везде.

В Железногорск Евгения приехала из Курагинского района, где жила в небольшом посёлке. До седьмого класса ничего про Школу космонавтики не слышала, пока не получила письмо с приглашением пройти вступительные испытания.

– Переехать в другой город, где никого не знаю, было страшно, — признается Женя. – Но моя лучшая подруга Настя Горбачёва убедила попробовать. Мы вместе ездили в Красноярск и обе успешно сдали экзамены – я на «физмат», Настя на «биохим». Думаю, если бы не подруга, то я не стала бы даже пытаться. Мне очень повезло с ней. Мы до сих пор дружим, хотя уже и на расстоянии (Настя учится в НГМУ).
Я поступила в восьмой класс. «Физмат» выбрала целенаправленно, моя бабушка – математик. Причём очень хороший! Поэтому этот предмет я любила.
Пугать в ШК нас начали с самого первого дня. Когда вывесили расписание и провели проверочную работу по введению учебника истории. Мы подумали, что читать введение – это слишком легко, и дружно этого не сделали. А потом так же дружно получили двойки. Это произвело неизгладимое впечатление. После того урока (как в прямом, так и переносном смысле) мы учили историю почти с тем же усердием, что и математику.
Сама математика напугала не меньше. Десять уроков в неделю и огромное количество домашки. Хорошо помню, как сидела в уголке кабинета на самоподготовке и на странички новенького красивого учебника капали мои слезы. Перепугалась я тогда так, что не поняла теорему Пифагора и единственная написала проверочную на два. Потом плакала уже в школьном туалете. Там же решила, что не могу быть настолько глупой, чтобы не понимать простейшую теорему, где даже понимать нечего. А если сам себя в руки не возьмёшь, то никто помочь не сможет. Встал и пошёл.
Постепенно всё выправилось. К девятому классу математику я бояться перестала и стала получать девятки (высшую отметку в ШК), хотя первый год заходила в кабинет с трясущимися коленками. Думаю, главное было справиться с волнением и не стесняться спрашивать, если не понимаешь.
Не скажу, что я гений (хотя моя бабушка считает иначе). Легко не давалось ничего. Но мне несказанно повезло. Меня учили потрясающие преподаватели! Особенно я любила Людмилу Егоровну Лапицкую и Светлану Станиславовну Карлову. Они давали свой материал как никто другой. Постоянно придумывали что-то интересное и необычное.

С Людмилой Егоровной Лапицкой в школе

Людмила Егоровна – лучший педагог и замечательный наставник. Она всегда прекрасно выглядела и звон её шпилек по коридору я не спутаю ни с каким другим. Уроки её были так же незабываемы, как и она сама. Работа в группах, интерактивные занятия, творческие проекты, театральные сценки. Глядя на неё, я поняла, что обожаю историю и хочу заниматься ей чаще, чем два раза в неделю. Однако попросить Людмилу Егоровну об этом я стеснялась, и однажды она сама предложила заниматься дополнительно.
Мы стали усиленно готовиться к олимпиадам. Людмила Егоровна проводила со мной очень много времени: рекомендовала правильную литературу, подбирала интересные задания, решала их вместе со мной.
Когда я завалила олимпиаду в десятом классе, она поддерживала и подбадривала меня. Я смогла взять себя в руки и продолжить заниматься. Всерос я не взяла, но стала призёром нескольких олимпиад по истории, культурологии и МХК.
Готовиться к МХК мне также помогала Наталья Гавриловна Серветник. С ней мы провели в школьной библиотеке не один час. После нашего общения я всегда была в отличном настроении и благодарна судьбе за встречу с таким педагогом.
Огромное спасибо Светлане Станиславовне Карловой, благодаря которой я полюбила математику ещё больше. И, конечно, школьному завучу Ольге Борисовне Черновой, которая отвечала за индивидуалов (с десятого класса я обучалась по индивидуальному образовательному плану с углубленным изучением истории и обществознания) и помогала нам выжить в суровом мире для технарей.

Выпускной, 2021 год. Женя (справа) с мамой и одноклассницей Дарьей Мидюшко

За время учёбы в ШК много чего происходило. Но благодаря одному случаю я поступила в МГУ на философский. Было начало весны. Я осталась на выходных в школе и пошла на завтрак с ребятами. Сидим. Едим. Вдруг мой друг спрашивает: «Женя, а у тебя олимпиада разве не сегодня?..» Отвечаю, мол, нет, не должна. Слово за слово выяснили, что я перепутала дни и олимпиада действительно сегодня. Только в Красноярске. Ехать не хотелось. Но меня, буквально, заставили пересилить лень и поехать в краевой центр, чтобы написать Московскую олимпиаду школьников.
По итогу в школе мне сделали выговор за отъезд без предупреждения и вручили диплом призёра, дающий 100 баллов за ЕГЭ по истории. После этого шла сложная цепочка причин и следствий, где финалом стало поступление на филосфак лучшего университета страны.
Школьные кружки и секции я не посещала. Однако в старших классах занималась растяжкой с учителем физкультуры Ириной Александровной Скуренок. На шпагат, правда, я не села, но нервы это успокаивало. Вообще, я обожала уроки физкультуры, которые у нас вели Ирина Александровна и Сергей Борисович Скуренок. Они несравненные!
Чему меня научила Школа космонавтики? Думать. Не просто запоминать или подставлять цифры и формулы, а понимать, что откуда и куда. Это актуально не только в математике, но и в жизни. Верить в себя (хотя с этим до сих пор бывают проблемы) и брать себя в руки, даже если кажется, что упал с высоченного обрыва и шансов выжить уже нет. Не зацикливаться на учёбе. Мир гораздо больше и интереснее, чем кажется. Только учёбой он не ограничивается.
С выбором вуза я определилась достаточно быстро, а вот с направлением было сложно. Не хотелось получать какую-то узкую специализацию. Потом случайно узнала о существовании философского, пока смотрела, где берут мой диплом МОШ. Спросила у Людмилы Егоровны, что она об этом думает? Учитель одобрила мой выбор. Семья тоже поддержала, хотя все были удивлены.
Углубленное изучение математики в школе дало мне возможность не переживать на первом курсе вуза по поводу традиционно сложных предметов, которыми стращают всех новобранцев на моём факультете — логики и вышмата. Я даже помогала нескольким ребятам готовиться к экзаменам, благодаря чему обрела новых друзей.
Ещё определённо пригодились навыки, воспитанные школой, такие как самоорганизация и самодисциплина. Всё-таки четыре года в ШК сформировали во мне некую жесткость в отношении работы. И время от времени она проявляется. Хотя подвигов, которые совершала в школе, повторять я больше не собираюсь, но в критические моменты вспоминаю, через что прошла, и сразу становится легче.
Помимо учёбы в университете я являюсь волонтером в музее современного искусства «Гараж», прохожу стажировку на одном из проектов, связанных с европейским культурным центром, хожу в гончарную мастерскую и читаю по вечерам. И не только учебную литературу! Искренне полюбила Чехова, Достоевского, Гоголя, Толстого, Бунина. Они о многом могут рассказать и помочь пережить самые неприятные времена.
Иногда пересекаюсь в МГУ с бывшими одноклассниками, которые учатся здесь на физфаке. Вижу ребят из старших классов. С некоторыми ШКовцами стала чаще общаться уже после школы. Раз в полгода видимся с одноклассниками, которые остались в Красноярске. На днях ходили с ними в боулинг. С теми, кто переехал в Москву, видимся чаще.

Традиционная встреча с бывшими одноклассниками

Скучаю по школе и общежитию. С теплотой вспоминаю то время, когда могла в любой момент зайти к друзьям и просто поболтать. Скучаю по урокам с «биохимами» в 11 классе, фитнес-батлам. По зимнему катку и набережной в Железногорске, с ними у меня тоже связано много приятных воспоминаний.
Дорогие ШКовцы! Влюбляйтесь, заводите друзей и проводите с ними побольше времени! У вас всего четыре года. Не надо полностью погружаться в учёбу (понимаю, для 11 класса это может звучать смешно) и откладывать всё приятное на потом. Университет не главная цель в жизни, чтобы все силы потратить на подготовку к нему. Когда мне это сказала в 11 классе девочка на год старше меня, я её слова практически мимо ушей пропустила, но всё-таки старалась не совсем забывать о радостях жизни. После поступления поняла, насколько она была права.

Многие из нас недостаточно смотрят на мир вокруг. А он тем не менее прекрасен! Большинство пытаются пустить все силы на благое дело под названием «профессиональный успех» (я и сама такая!). Однако эти усердия в конце концов могут привести к разочарованию. Когда, остановившись, вдруг поймёшь, что жалеешь об упущенной возможности просто посмеяться от души с дорогим человеком. И тогда станет грустно. Очень. Профессиональная реализация – важная часть жизни, но не единственная. И об этом «но» нужно помнить.
Делайте маленькие глупости. Потом вы будете улыбаться при воспоминании о них. А улыбка продлевает жизнь! Не жалейте и не переживайте. От этого потом только больше проблем будет. Конечно, шишки надо набить самому, синяк на голове товарища ни о чём не скажет. Но, может, после моих слов кто-то станет биться головой не с таким усердием.

Закрыть меню