Светлана Гуляева

Светлана Гуляева: «Остаюсь по-детски любопытна»

Несколько лет подряд курсанты Школы космонавтики лидируют на самых престижных командных инженерных соревнованиях для школьников и студентов – Национальной технологической олимпиаде. Разумеется, чтобы победить в перечневой олимпиаде и заработать долгожданный БВИ, одного таланта недостаточно. Поэтому подготовкой детей ко всероссийским соревнованиям занимаются мегакрутые преподаватели и ведущие олимпиадные тренеры. На днях мы побеседовали с одним из таких наставников – учителем информатики и физики Школы космонавтики Светланой Сергеевной Гуляевой. К тому же поздравили её с очередным профессиональным достижением – победой в конкурсе лучших учителей России.

Светлана Сергеевна, сколько лет вы работаете учителем?

– Давайте посчитаем. В 1998 году я окончила Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева. Потом пять лет отработала физиком в 98 школе. Как-то раз друг нашей семьи Олег Диодорович Янушкевич, который в те годы руководил лабораторией радиотехники в Школе космонавтики, рассказал, что Николай Николаевич Носков (один из основателей школы и её первый директор – прим.авт.) организовал в ШК филиал Красноярского техникума информатики и вычислительной техники. Туда требовался специалист. А я по диплому «физик-информатик». Мне показалось предложение интересным и заманчивым.

Получается в Школе космонавтики вы с 2003 года?

– Не совсем. Всё-таки изначально я пришла работать не в школу, а в техникум. Поэтому моя ШКовская история начинается с него. Кстати, именно там я получила аттестацию на высшую категорию. Конечно, будучи преподавателями КТИиВТа мы тесно взаимодействовали со школьными учителями. Так я познакомилась со старой гвардией Школы космонавтики. Это наши блестящие физики – Юрий Зайдуллович Яббаров, его ученики Александр Владимирович Финогенов и Виктор Эдуардович Филиппов. Мне всегда было уютно с этими людьми. Ведь я с ними начинала.

Значит, из техникума вы перешли в школу?

– Тоже не сразу. Когда филиал в Железногорске закрылся, и студенты продолжили учёбу в Красноярске, ездить туда мне стало неудобно. Тем более, что на тот момент я уже планировала начать заниматься научными исследованиями, работать в железногорском филиале красноярского педа и даже сдала кандидатский минимум. Но у судьбы оказались свои планы. После рождения ребёнка моя жизнь поменялась на 180 градусов. Приоритеты стали другими. Как раз в то время мне позвонила завуч Школы космонавтики Татьяна Михайловна Жукова и сообщила, что они впервые набрали класс «маленьких» (девятиклассников – прим.авт.). В виду того, что Мария Наумовна Финогенова (учитель физики) собралась на пенсию, а ни Саша (Александр Владимирович Финогенов), ни Витя (Виктор Эдуардович Филиппов) с детьми такого возраста никогда не работали, она предложила взять этот класс. Под меня сделали специальный график и два дня в неделю я оставляла маленького сына с бабушкой, а сама ездила в школу.

И втянулись?

– Да! Директором тогда уже была Светлана Васильевна Сытникова. Она сразу спросила, что нужно для того, чтобы дети отлично сдали экзамены по физике? Я составила список методической литературы, написала какие пособия и материалы потребуются. И мне всё оперативно предоставили.
Ребята были разные. Многие с кучей пробелов по предмету за седьмой и восьмой классы. А сроки поджимали. Я с нуля написала программу для «девятиков». Такого в ШК ещё не было. Это был совершенно новый, я бы даже сказала, новаторский подход. И произошёл огромный рывок. Дети того года блестяще сдали экзамены. А когда перешли в десятый класс, продолжили демонстрировать прекрасные результаты. Одних только грамот победителей и призёров перечневых олимпиад у нас было больше, чем учеников в классе. Конечно, это не только моя заслуга. Мы работали в тесном тандеме с руководством школы и другими преподавателями.

Так вы больше физик или информатик?

– Информатик. Свою судьбу физика я иногда называю несчастливой (смеётся – прим.авт.). Хочется вести больше физики, но достаётся информатика. Сразу так повелось. Ещё с 98 школы.
Сегодня я преподаю физику в одном классе, остальное – информатика. Но мне всё очень нравится. Нравится сам процесс учительства. Я – учитель и этим горжусь.
У меня были хорошие учителя. Я их сама выбирала. В институте могла запросто уйти от одного преподавателя к другому. К тому, с кем мне понятно, кому я могу задать вопросы, и кто мне на них ответит. Конечно, меня ругали, ставили на вид, но, когда начиналась сессия, я приходила и всё сдавала.
Поэтому, когда сейчас ко мне подходят дети и говорят, что хотят перейти в мою группу или наоборот уйти в другую, я не против никогда. Ведь это не значит, что кто-то из нас плохой учитель. У нас в школе нет плохих учителей. Это значит, что кому-то со мной удобно, а кому-то нет. Вот и всё.
Приведу пример. В конце восьмого класса подошёл ко мне Саша Парфиров. Мол, Светлана Сергеевна, хочу к вам в группу, заниматься олимпиадной подготовкой и участвовать в НТО. Я сразу посоветовала ему создать команду, обратиться к своему преподавателю и начинать работать с ним. Нет, говорит, хочу с вами. Отвечаю: хорошо. Только ты сразу пойми, что понадобится полная самоотдача. Придётся буквально жить этим днями и ночами. Пахать, потому как наставники – старшие ребята держать за руку и пинать не будут. Саша сразу всё понял. Он невероятно талантлив, трудолюбив и быстро всё схватывает. В итоге занял третье место на региональном чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы» и стал финалистом школьного трека НТО по профилю «Автоматизация бизнес-процессов». Между прочим, там его многим ставили в пример и хвалили эксперты. Вместе с Иваном Дзензурой, Владиславом Мурзиным и Сергеем Ренкасом Саша прошёл стажировку на настоящей фирме. И теперь все четверо, окончив, на секундочку, девятый класс, могут работать наравне со взрослыми, получая за это достойную зарплату.

Светлана Сергеевна Гуляева, Иван Дзензура, Владислав Мурзин, Александр Парфиров, Сергей Ренкас

Успехи ваших учеников на НТО действительно впечатляют! С чего всё начиналось?

– Национальная технологическая олимпиада проводится с 2015 года. Раньше она называлась Олимпиада Кружкового движения НТИ. За девять лет командные инженерные соревнования для школьников и студентов превратились в многоуровневый проект, объединяющий самых разных людей, которые хотят и могут решать приоритетные технологические задачи, стоящие перед страной. А диплом победителя и призёра НТО даёт выпускникам право БВИ (поступление без вступительных испытаний) в топовые российские вузы. Я всегда обращаю внимание на олимпиады, где есть государственные задачи и которые открывают перед ребёнком реальные возможности в будущем.
Впервые мои ученики заявились на НТО четыре года назад. Это были Саша Белов и Илья Экерт. Мы год с ними готовились, пришлось подтянуть математику, и в 2022 году парни стали победителями школьного трека «Автоматизация бизнес-процессов».
В 2023-м победителем этого же направления стал другой мой ученик Александр Богоявленский, а его одноклассник Николай Зонов – призëром.
После окончания школы они поступили в лучший российский вуз в области информационных и фотонных технологий – ИТМО. Теперь ребята сами выступают в роли наставников и помогают мне тренировать новую школьную команду.
К сожалению, в этом году нам с Иваном Дзензурой на финале НТО не хватило до победы всего одного балла. Ваня сначала расстроился, но мы с ним всё обсудили и пришли к выводу, что четвёртое место среди 90 конкурсантов со всей страны результат более чем приличный. Плюс мы съездили в Калугу. Жили в шикарной гостинице, гуляли по городу. А главное приняли участие в интересных соревнованиях и получили там колоссальный опыт. Теперь нужно собраться, перегрузиться и выстрелить снова. Любой искусственный интеллект учится на пробах и ошибках. И реальный интеллект учится точно так же.

Иван Дзензура презентует свою программу на финале НТО. Светлана Сергеевна Гуляева (крайняя слева) вместе с другими экспертами наблюдает за его работой. Июнь, 2024 год.

Повезло вашим ученикам

– Да, наверное. У меня никогда не бывает конфликтов с детьми. Они же дети! Кстати, могу поделиться педагогическим секретом. Нужно просто найти «точку», по которой гладить. Она есть у каждого. И как только ты её нашёл (образно, конечно), дальше будет всё хорошо.
Несмотря на свой возраст, я по-детски любопытна. Поэтому и остаюсь интересна ученикам. Сама постоянно учусь и развиваюсь. На данный момент рассматриваю очень интереснее предложение, поступившее из Владивостока – обучиться подводной робототехнике. И возможно, скоро в ШК появится новое направление.
Конечно, дети в нашей школе разные. Кто-то тяготеет к естественно-научному направлению, кто-то больше гуманитарий.
Есть у меня одна ученица – Таисия Степанова. Она обучается в физико-техническом классе, но, к сожалению, не физик совсем. Девочка хочет стать журналистом. Сначала я наблюдала со стороны, как она мучается на уроках. А когда Таис решила перейти на индивидуальный образовательный план обучения и убрать физику, сказала ей: не торопись! Что же это за журналист, который не учил физику? Ведь ты даже не будешь знать, какого цвета радуга сверху донизу. Сейчас многие блогеры и журналисты несут откровенную чушь, не зная элементарного. А ты сможешь стать грамотным специалистом, понимаешь?
Таис прислушалась. Тогда я дала ей большую книгу про всё на свете и предложила сделать серию видеороликов. По разделам физики, которые мы проходим на уроках. Договорились, что свои репортажи Таис публикует в социальных сетях. Мы с ребятами их смотрим, а я ставлю ей оценки за пройденный и, главное, понятый материал. Так мы и стали с ней работать.
А вот другой пример. Гоша Савостьянов – одноклассник Таисии. Этот мальчик, наоборот, с физикой дружит. Вдобавок превосходно умеет воплощать свои программистские способности. На этой почве мы придумали с ним проект «Космический океанограф», главная задача которого – мониторинг радиоактивного загрязнения Тихого океана в зоне сброса воды с Фукусимской АЭС в 2023-2024 году с применением технологии дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и анализа геопространственных данных. В мае этого года Гоша представил свою работу на университетском конкурсе исследовательских работ СФУ «Вектор в будущее» и стал призёром. Я это к тому веду, что к каждому ребёнку можно найти подход. Помните про «точку»?

Курсанты Школы космонавтики – они какие?

– Как я уже говорила – они разные. Но все мотивированы на победу и целенаправленно приходят сюда, чтобы стать лидерами. Поэтому на протяжении многих лет в нашей школе выстраивается система олимпиадной подготовки ребят. Олимпиада позволяет интеллектуально одарённым детям показать те знания и умения, которые находятся далеко за пределами школьной программы. И получить реальный шанс поступить на престижные факультеты любых ведущих университетов страны без вступительных испытаний. Радует, что последнее время олимпиадное движение в нашей стране претерпевает разительные изменения. Теперь это уже не просто решение каких-то сложных задач. На передовые позиции выходит проектная деятельность. Она более ценна и приоритетна. Причём для тех, кто принимает наших выпускников в университеты. Члены приёмных комиссий сегодня достаточно подробно изучают диплом проекта абитуриента, потому как в первую очередь это инженерная и коллективная работа.
В прошлом году я прошла обучение во всероссийском образовательном центре «Сириус» и теперь являюсь сертифицированным специалистом, имеющим право курировать проектную деятельность своих учеников и быть для них наставником.
Разумеется, чтобы получить должный результат, ребёнку придётся потрудиться. Иного пути нет, и курсанты Школы космонавтики это отлично знают. Лично я испытываю огромное удовольствие, когда ученик советуется со мной, делится, спорит даже. В процессе я, конечно, его направляю и присматриваю. Но всегда делаю акцент на том, что это только его заслуга, его дорога и он сам со всем справился. Для меня важно, чтобы ребёнок ценил и уважал свой труд. Чтобы он гордился тем, что сам дошёл до финала. Я же стараюсь оставаться в тени и быть для детей незаметной. На мой взгляд, это правильно и чрезвычайно важно. Это и есть настоящее наставничество.

 *** *** ***

 Профессиональные достижения Светланы Сергеевны Гуляевой:

*Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, за достижения в педагогической деятельности, учреждённых Президентом Российской Федерации, 2024 год.

*Благодарственное письмо от Фирмы «1С» за оказание содействия в подготовке и проведении заключительного этапа Национальной технологической олимпиады по профилю «Автоматизация бизнес-процессов» в 2023/24 учебном году.

*Победитель краевого конкурса педагогов, работающих с одарëнными детьми. Обладатель Государственной премии Красноярского края в сфере общего и дополнительного образования, 2021, 2022 гг..

*Лауреат конкурса «Учитель года Красноярского края», 2021 год.

Закрыть меню