Светлана Гуляева: «Остаюсь по-детски любопытна»
Несколько лет подряд курсанты Школы космонавтики лидируют на самых престижных командных инженерных соревнованиях для школьников и студентов – Национальной технологической олимпиаде. Разумеется, чтобы победить в перечневой олимпиаде и заработать долгожданный БВИ, одного таланта недостаточно. Поэтому подготовкой детей ко всероссийским соревнованиям занимаются мегакрутые преподаватели и ведущие олимпиадные тренеры. На днях мы побеседовали с одним из таких наставников – учителем информатики и физики Школы космонавтики Светланой Сергеевной Гуляевой. К тому же поздравили её с очередным профессиональным достижением – победой в конкурсе лучших учителей России.
Светлана Сергеевна, сколько лет вы работаете учителем?
– Давайте посчитаем. В 1998 году я окончила Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева. Потом пять лет отработала физиком в 98 школе. Как-то раз друг нашей семьи Олег Диодорович Янушкевич, который в те годы руководил лабораторией радиотехники в Школе космонавтики, рассказал, что Николай Николаевич Носков (один из основателей школы и её первый директор – прим.авт.) организовал в ШК филиал Красноярского техникума информатики и вычислительной техники. Туда требовался специалист. А я по диплому «физик-информатик». Мне показалось предложение интересным и заманчивым.
Получается в Школе космонавтики вы с 2003 года?
– Не совсем. Всё-таки изначально я пришла работать не в школу, а в техникум. Поэтому моя ШКовская история начинается с него. Кстати, именно там я получила аттестацию на высшую категорию. Конечно, будучи преподавателями КТИиВТа мы тесно взаимодействовали со школьными учителями. Так я познакомилась со старой гвардией Школы космонавтики. Это наши блестящие физики – Юрий Зайдуллович Яббаров, его ученики Александр Владимирович Финогенов и Виктор Эдуардович Филиппов. Мне всегда было уютно с этими людьми. Ведь я с ними начинала.
Значит, из техникума вы перешли в школу?
– Тоже не сразу. Когда филиал в Железногорске закрылся, и студенты продолжили учёбу в Красноярске, ездить туда мне стало неудобно. Тем более, что на тот момент я уже планировала начать заниматься научными исследованиями, работать в железногорском филиале красноярского педа и даже сдала кандидатский минимум. Но у судьбы оказались свои планы. После рождения ребёнка моя жизнь поменялась на 180 градусов. Приоритеты стали другими. Как раз в то время мне позвонила завуч Школы космонавтики Татьяна Михайловна Жукова и сообщила, что они впервые набрали класс «маленьких» (девятиклассников – прим.авт.). В виду того, что Мария Наумовна Финогенова (учитель физики) собралась на пенсию, а ни Саша (Александр Владимирович Финогенов), ни Витя (Виктор Эдуардович Филиппов) с детьми такого возраста никогда не работали, она предложила взять этот класс. Под меня сделали специальный график и два дня в неделю я оставляла маленького сына с бабушкой, а сама ездила в школу.
И втянулись?
– Да! Директором тогда уже была Светлана Васильевна Сытникова. Она сразу спросила, что нужно для того, чтобы дети отлично сдали экзамены по физике? Я составила список методической литературы, написала какие пособия и материалы потребуются. И мне всё оперативно предоставили.
Ребята были разные. Многие с кучей пробелов по предмету за седьмой и восьмой классы. А сроки поджимали. Я с нуля написала программу для «девятиков». Такого в ШК ещё не было. Это был совершенно новый, я бы даже сказала, новаторский подход. И произошёл огромный рывок. Дети того года блестяще сдали экзамены. А когда перешли в десятый класс, продолжили демонстрировать прекрасные результаты. Одних только грамот победителей и призёров перечневых олимпиад у нас было больше, чем учеников в классе. Конечно, это не только моя заслуга. Мы работали в тесном тандеме с руководством школы и другими преподавателями.
Так вы больше физик или информатик?
– Информатик. Свою судьбу физика я иногда называю несчастливой (смеётся – прим.авт.). Хочется вести больше физики, но достаётся информатика. Сразу так повелось. Ещё с 98 школы.
Сегодня я преподаю физику в одном классе, остальное – информатика. Но мне всё очень нравится. Нравится сам процесс учительства. Я – учитель и этим горжусь.
У меня были хорошие учителя. Я их сама выбирала. В институте могла запросто уйти от одного преподавателя к другому. К тому, с кем мне понятно, кому я могу задать вопросы, и кто мне на них ответит. Конечно, меня ругали, ставили на вид, но, когда начиналась сессия, я приходила и всё сдавала.
Поэтому, когда сейчас ко мне подходят дети и говорят, что хотят перейти в мою группу или наоборот уйти в другую, я не против никогда. Ведь это не значит, что кто-то из нас плохой учитель. У нас в школе нет плохих учителей. Это значит, что кому-то со мной удобно, а кому-то нет. Вот и всё.
Приведу пример. В конце восьмого класса подошёл ко мне Саша Парфиров. Мол, Светлана Сергеевна, хочу к вам в группу, заниматься олимпиадной подготовкой и участвовать в НТО. Я сразу посоветовала ему создать команду, обратиться к своему преподавателю и начинать работать с ним. Нет, говорит, хочу с вами. Отвечаю: хорошо. Только ты сразу пойми, что понадобится полная самоотдача. Придётся буквально жить этим днями и ночами. Пахать, потому как наставники – старшие ребята держать за руку и пинать не будут. Саша сразу всё понял. Он невероятно талантлив, трудолюбив и быстро всё схватывает. В итоге занял третье место на региональном чемпионате по профессиональному мастерству «Профессионалы» и стал финалистом школьного трека НТО по профилю «Автоматизация бизнес-процессов». Между прочим, там его многим ставили в пример и хвалили эксперты. Вместе с Иваном Дзензурой, Владиславом Мурзиным и Сергеем Ренкасом Саша прошёл стажировку на настоящей фирме. И теперь все четверо, окончив, на секундочку, девятый класс, могут работать наравне со взрослыми, получая за это достойную зарплату.
Успехи ваших учеников на НТО действительно впечатляют! С чего всё начиналось?
– Национальная технологическая олимпиада проводится с 2015 года. Раньше она называлась Олимпиада Кружкового движения НТИ. За девять лет командные инженерные соревнования для школьников и студентов превратились в многоуровневый проект, объединяющий самых разных людей, которые хотят и могут решать приоритетные технологические задачи, стоящие перед страной. А диплом победителя и призёра НТО даёт выпускникам право БВИ (поступление без вступительных испытаний) в топовые российские вузы. Я всегда обращаю внимание на олимпиады, где есть государственные задачи и которые открывают перед ребёнком реальные возможности в будущем.
Впервые мои ученики заявились на НТО четыре года назад. Это были Саша Белов и Илья Экерт. Мы год с ними готовились, пришлось подтянуть математику, и в 2022 году парни стали победителями школьного трека «Автоматизация бизнес-процессов».
В 2023-м победителем этого же направления стал другой мой ученик Александр Богоявленский, а его одноклассник Николай Зонов – призëром.
После окончания школы они поступили в лучший российский вуз в области информационных и фотонных технологий – ИТМО. Теперь ребята сами выступают в роли наставников и помогают мне тренировать новую школьную команду.
К сожалению, в этом году нам с Иваном Дзензурой на финале НТО не хватило до победы всего одного балла. Ваня сначала расстроился, но мы с ним всё обсудили и пришли к выводу, что четвёртое место среди 90 конкурсантов со всей страны результат более чем приличный. Плюс мы съездили в Калугу. Жили в шикарной гостинице, гуляли по городу. А главное приняли участие в интересных соревнованиях и получили там колоссальный опыт. Теперь нужно собраться, перегрузиться и выстрелить снова. Любой искусственный интеллект учится на пробах и ошибках. И реальный интеллект учится точно так же.
Повезло вашим ученикам
– Да, наверное. У меня никогда не бывает конфликтов с детьми. Они же дети! Кстати, могу поделиться педагогическим секретом. Нужно просто найти «точку», по которой гладить. Она есть у каждого. И как только ты её нашёл (образно, конечно), дальше будет всё хорошо.
Несмотря на свой возраст, я по-детски любопытна. Поэтому и остаюсь интересна ученикам. Сама постоянно учусь и развиваюсь. На данный момент рассматриваю очень интереснее предложение, поступившее из Владивостока – обучиться подводной робототехнике. И возможно, скоро в ШК появится новое направление.
Конечно, дети в нашей школе разные. Кто-то тяготеет к естественно-научному направлению, кто-то больше гуманитарий.
Есть у меня одна ученица – Таисия Степанова. Она обучается в физико-техническом классе, но, к сожалению, не физик совсем. Девочка хочет стать журналистом. Сначала я наблюдала со стороны, как она мучается на уроках. А когда Таис решила перейти на индивидуальный образовательный план обучения и убрать физику, сказала ей: не торопись! Что же это за журналист, который не учил физику? Ведь ты даже не будешь знать, какого цвета радуга сверху донизу. Сейчас многие блогеры и журналисты несут откровенную чушь, не зная элементарного. А ты сможешь стать грамотным специалистом, понимаешь?
Таис прислушалась. Тогда я дала ей большую книгу про всё на свете и предложила сделать серию видеороликов. По разделам физики, которые мы проходим на уроках. Договорились, что свои репортажи Таис публикует в социальных сетях. Мы с ребятами их смотрим, а я ставлю ей оценки за пройденный и, главное, понятый материал. Так мы и стали с ней работать.
А вот другой пример. Гоша Савостьянов – одноклассник Таисии. Этот мальчик, наоборот, с физикой дружит. Вдобавок превосходно умеет воплощать свои программистские способности. На этой почве мы придумали с ним проект «Космический океанограф», главная задача которого – мониторинг радиоактивного загрязнения Тихого океана в зоне сброса воды с Фукусимской АЭС в 2023-2024 году с применением технологии дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и анализа геопространственных данных. В мае этого года Гоша представил свою работу на университетском конкурсе исследовательских работ СФУ «Вектор в будущее» и стал призёром. Я это к тому веду, что к каждому ребёнку можно найти подход. Помните про «точку»?
Курсанты Школы космонавтики – они какие?
– Как я уже говорила – они разные. Но все мотивированы на победу и целенаправленно приходят сюда, чтобы стать лидерами. Поэтому на протяжении многих лет в нашей школе выстраивается система олимпиадной подготовки ребят. Олимпиада позволяет интеллектуально одарённым детям показать те знания и умения, которые находятся далеко за пределами школьной программы. И получить реальный шанс поступить на престижные факультеты любых ведущих университетов страны без вступительных испытаний. Радует, что последнее время олимпиадное движение в нашей стране претерпевает разительные изменения. Теперь это уже не просто решение каких-то сложных задач. На передовые позиции выходит проектная деятельность. Она более ценна и приоритетна. Причём для тех, кто принимает наших выпускников в университеты. Члены приёмных комиссий сегодня достаточно подробно изучают диплом проекта абитуриента, потому как в первую очередь это инженерная и коллективная работа.
В прошлом году я прошла обучение во всероссийском образовательном центре «Сириус» и теперь являюсь сертифицированным специалистом, имеющим право курировать проектную деятельность своих учеников и быть для них наставником.
Разумеется, чтобы получить должный результат, ребёнку придётся потрудиться. Иного пути нет, и курсанты Школы космонавтики это отлично знают. Лично я испытываю огромное удовольствие, когда ученик советуется со мной, делится, спорит даже. В процессе я, конечно, его направляю и присматриваю. Но всегда делаю акцент на том, что это только его заслуга, его дорога и он сам со всем справился. Для меня важно, чтобы ребёнок ценил и уважал свой труд. Чтобы он гордился тем, что сам дошёл до финала. Я же стараюсь оставаться в тени и быть для детей незаметной. На мой взгляд, это правильно и чрезвычайно важно. Это и есть настоящее наставничество.
*** *** ***
Профессиональные достижения Светланы Сергеевны Гуляевой:
*Победитель конкурса на присуждение премий лучшим учителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, за достижения в педагогической деятельности, учреждённых Президентом Российской Федерации, 2024 год.
*Благодарственное письмо от Фирмы «1С» за оказание содействия в подготовке и проведении заключительного этапа Национальной технологической олимпиады по профилю «Автоматизация бизнес-процессов» в 2023/24 учебном году.
*Победитель краевого конкурса педагогов, работающих с одарëнными детьми. Обладатель Государственной премии Красноярского края в сфере общего и дополнительного образования, 2021, 2022 гг..
*Лауреат конкурса «Учитель года Красноярского края», 2021 год.