Мария Зотова

Семь двоек и красный диплом

В 2008 году десятиклассница Мария Зотова из села Агинское Саянского района приехала в Школу космонавтики, чтобы выступить с докладом на научно-практической конференции «Курчатовские чтения». В перерывах между секциями ребята, желающие поступить в ШК, проходили тестирование по физике и математике. Маша выступила на Чтениях одна из первых, и тоже решила попробовать. Математику тогда принимала Светлана Станиславовна Карлова. Она оценила работу десятиклассницы на «4». По физике девушке попалась задача на определение скорости движения часовых стрелок. Нестандартное решение школьницы учитель физики Любовь Валентиновна Прокофьева прокомментировала так: «Физику не знаешь, но думать умеешь. Берём!». Через неделю Маша забрала документы из сельской школы и поступила в физико-математический класс ШК.

– Самым сложным было влиться в уже сформировавшийся коллектив, – вспоминает Мария. – Ведь одноклассники уже хорошо знали друг друга. Помимо этого, было непросто адаптироваться к увеличившейся в два, а то и в три раза учебной нагрузке по сравнению с предыдущей школой. Пришлось спешно устранять пробелы в физике и математике. Но глаза боятся, а руки делают. Поэтому к концу 10 класса я полностью влилась в учебный процесс и стала чувствовать себя более уверенно.
Огромную поддержку и помощь в адаптации мне оказали соседка по комнате Маргарита Степашкина из «биохима» и одноклассница Анна Ефремова. С девочками мы дружим до сих пор, хотя и разъехались по разным городам.

Выпускной в школе, 2009 год. Мария с подругами Маргаритой Степашкиной и Анной Ефремовой

Любимыми учителями в школе были Светлана Станиславовна Карлова (алгебра, геометрия), Александр Владимирович Финогенов (физика), Виктор Эдуардович Филлипов (физика, «лабы») и Евгений Иннокентьевич Баженов (астрономия). Евгений Иннокентьевич «брал» своей харизмой и неординарностью мышления. Физики объясняли материал просто и весело. Бывало, даже спорили друг с другом прямо на уроке, решая какую-то сложную задачу.

Всегда любила слушать Александра Владимировича. Особенно когда он рассказывал историю физики во время «допов». После таких занятий мы играли в настольные игры и ели пирог. Часто вспоминаю фразу «задачка для погонщиков верблюдов», означающую, что задание простое и мы справимся с ним на раз-два. Виктор Эдуардович однажды поставил мне семь двоек за невыполненное домашнее задание – по двойке за каждую задачу. И все семь оценок он вместил в одну клетку журнала. Пришлось исправлять каждую.

Светлана Станиславовна поначалу казалась очень строгой. Помню, как на первом уроке математики она скомандовала: «Всё на пол!». Я испугалась. Но мои одноклассники послушно положили на пол всё, что было на парте, оставив только лист и ручку. Так прошла моя первая проверочная работа.
Когда мы отвечали Светлане Станиславовне устно, то в этот момент она могла или ключом по парте стучать, или неожиданно спросить, чем кормили в столовой. Нужно было и про завтрак рассказать, и продолжить отвечать по билету. Эти «приёмы» учили нас не отвлекаться на сторонние раздражители. А для учителя чёткость изложения ответа во время таких провокаций служила оценкой глубины понимания предмета.

Как-то раз на контрольной по геометрии я никак не могла решить задачу. Нужно было найти один угол в прямоугольном треугольнике. По моим расчётам получался угол равный 90 градусам. Я забуксовала. Ведь в треугольнике не может быть двух прямых углов! Прорешивала несколько раз, но ничего не выходило. Между тем контрольная подошла к концу и, промучившись со своими углами, я не успела сделать остальные задания. Понимая, что точно получу двойку, я всё-таки подошла к Светлане Станиславовне и спросила, в чём моя ошибка. А она хитро улыбнулась и сказала написать вывод, к которому я пришла – такого треугольника не существует. За контрольную я тогда получила четвёрку, поскольку обнаружила и поняла подвох. После того случая Светлана Станиславовна открылась мне с новой стороны. Я полюбила математику всей душой.

Вообще, все учителя в Школе космонавтики были превосходные. Помимо обожаемых математики и физики, мне очень нравились уроки истории Людмилы Егоровны Лапицкой. Она погружала нас в атмосферу изучаемого времени таким образом, что мы словно действительно оказывались там.
Светлана Васильевна Сытникова великолепно преподавала литературу. Я даже собиралась сдавать ЕГЭ по литературе наряду с физикой и информатикой. Запомнились вечерние просмотры художественных фильмов с последующим их обсуждением со Светланой Васильевной. Некоторые из тех кинокартин я до сих пор с удовольствием смотрю.

Школа научила меня самостоятельности. На первом курсе университета мне не было страшно подойти на улице к прохожему и спросить дорогу. Я не боялась уехать не в ту сторону на автобусе в незнакомом городе, чего побаивались мои приезжие одногруппники. В ШК я научилась учиться и самостоятельно добывать знания. Эти навыки очень помогли мне потом в университете и в работе.

В 2009 году, после окончания 11 класса, я поступила в Университет Решетнёва на физфак. Тогда я ещё не определилась с родом будущей деятельности и поэтому решила получить фундаментальное физическое образование. В годы студенчества часто общалась с другими ШКовцами, с которыми даже после школы мы оставались одной семьёй.

Я окончила бакалавриат и магистратуру с красными дипломами. В процессе обучения осознала, что мне нравится наука. Потому в 2015 году я поступила в аспирантуру Сибирского федерального университета на направление теоретической физики. На данный момент я занимаюсь научными исследованиями в области систем с сильными электронными корреляциями, а также применением наночастиц в медицине. Параллельно преподаю различные дисциплины по физике и математике в университете и физико-математической школе СФУ. В свободное время выращиваю розы и рукодельничаю.

Вечер встречи выпускников в ШК, февраль 2024 год

ШК оставила в моём сердце самые тёплые воспоминания. Такое единение учителей и учеников я больше нигде не встречала. Скучаю по увлекательным профильным занятиям, вечерним песням под гитару в общежитии, по отзывчивости ШКовцев. Хотелось бы ещё раз попробовать картофельно-мясную запеканку с кабачковой икрой из школьной столовой. Сколько не пробовала её приготовить сама – не получается.

Нынешним курсантам советую наслаждаться общением друг с другом, найти и не терять верных друзей, пробовать себя в самых различных областях. Желаю состояться как в обучении, так и в жизни!

*** *** ***
Мария Владимировна Зотова работает в лаборатории цифровых управляемых лекарств и тераностики ФИЦ КНЦ СО РАН (младший научный сотрудник). Преподаёт на кафедре теоретической физики и волновых явлений СФУ (старший преподаватель).

Закрыть меню