Любовь Прокофьева: «Я многим помогла в этой жизни»
Мы уже рассказывали, что учитель физики Школы космонавтики Любовь Валентиновна Прокофьева удостоена звания «Заслуженный педагог Красноярского края». Награду в День учителя ей вручил глава региона Михаил Михайлович Котюков. Пост о награждении Любови Валентиновны собрал в нашем паблике во «ВКонтакте» самое большое количество реакций пользователей в этом году. Слова благодарности в адрес педагога оставили коллеги, учащиеся, выпускники, родители. Мы побеседовали с Любовью Валентиновной на одной из школьных перемен. Поздравили, конечно! А также выяснили, какие предметы дети, помимо физики, изучают на её уроках, почему она называет себя универсальным солдатом и что главное в профессии учителя.
Любовь Валентиновна, начинаем с традиционного вопроса – сколько лет вы работаете в Школе космонавтики?
-23 года. Сначала в Школу космонавтики пришёл работать учителем биологии мой муж – Юрий Валериевич Прокофьев. Мы познакомились в Красноярском государственном университете (сейчас СФУ). Юрий Валериевич окончил биологический факультет, я соответственно – физфак. После вуза муж устроился в «сотую» школу Железногорска, затем в ШК. А я ещё год работала учителем математики в Хакасии. Но потом поняла – не моё.
Физик победил математика?
-Вообще-то я не просто физик, а биофизик. У меня и дипломная работа была по биофизике. Физический факультет по праву считается одним из универсальных образовательных стартов. И хотя после него редко кто работает физиком, именно там получаешь навыки, которые позволяют двигаться по жизни достаточно хорошо. Вот как раз на физфаке и сформировался такой универсальный солдат, как Любовь Валентиновна (смеётся – прим.авт.).
Почему вы поступили на физфак? Что повлияло на ваш выбор?
-Во всем виноват КГУ! Там отлично агитировали. Началось всё, когда я попала на одну из первых выездных Школ космонавтики. Мы плавали по Енисею из Красноярска в Дудинку на теплоходе, и нам читали лекции аспиранты и профессоры ведущих ВУЗов. Они давали интересные сложные задачи. Я их решала и мне нравилось. Нужно ещё понимать, что время тогда было другое. Это было модно, перспективно, ярко пропагандировалось. Многие в те годы мечтали стать учёными или космонавтами. Так я оказалась на физфаке.
И потом решили стать учителем?
-Если честно, то я не собиралась быть учителем ни физики, ни математики. В старших классах вообще мечтала стать врачом. А после третьего курса университета планировала уйти в науку. Но в силу некоторых обстоятельств стала учителем. Сейчас, по прошествии стольких лет и без лишнего пафоса заявляю, что нахожусь на своём месте. Я многим помогла в этой жизни. Выпускники до сих пор мне пишут, звонят. Некоторые приезжают. Одни вспоминают мои слова. Другие – поступки. Они выросли, состоялись, нашли себя. И я рада, что тоже приложила к этому руку.
В ШК всегда было интересно. В разное время здесь и юридический колледж был, и филиал Красноярского техникума информатики и вычислительной техники, и конно-спортивный клуб, и классы спасателей, лингвисты. Был даже парламентский класс. Николай Николаевич Носков (один из основателей школы – прим.авт.) любил экспериментировать. Помню в один год набрали семиклассников. После школы многие из них поступили на физфак. Правда, закончили всего несколько человек.
Почему?
-Потому что тогда мы не уделяли настолько большое внимание профилизации детей. Сейчас, конечно, всё иначе. Буквально с первого дня знакомства я стараюсь заставить ребёнка думать, кем он собирается быть.
Предположим, поступил некий Петя Иванов в Школу космонавтики. А зачем? Потому что здесь среда благоприятная? Или атмосфера хорошая? Но кем он хочет выпуститься из школы, Петя не знает. Поэтому с восьмого класса я пытаюсь донести до детей, что основная их задача здесь – не красиво и приятно провести время, а решить, кем стать в будущем.
Постоянно говорю ученикам, что государство вкладывает в их образование деньги, чтобы взамен получить тех, кто будет в этом самом государстве заниматься поднятием промышленности, продвигать технологии, лечить людей.
Если ребёнок заявляет, что хочет стать хирургом, то я спрашиваю – сможет ли он стоять пять часов? Когда нельзя отойти, и всё время оставаться максимально сосредоточенным. Если он не готов к такому ни физически, ни морально, тогда ему туда не надо. Поскольку человек, выбравший такую профессию, должен любить других людей, помогать им, ставить интересы людей выше своих, чтобы качественно делать свою работу. Если ты не любишь бабушек и дедушек, не готов их слушать, то врачом тебе становиться точно не надо. Нужно искать себя в другом. Работа должна приносить удовольствие. Необходимо научиться получать от неё удовлетворение, и не только материальное.
Как проходят уроки физики у Любовь Валентиновны Прокофьевой?
-Сегодня принято пестовать либо математическую, либо финансовую, либо естественно-научную грамотности. По отдельности. Но человек должен быть просто грамотный по жизни. Образованный или необразованный. Третьего не дано.
Если вы придёте на мой урок, то увидите, что мы изучаем с детьми не только физику. У нас она тесно переплетается с химией, биологией, математикой. А без читательской грамотности вообще никуда! Если ребёнок не может прочитать условия задачи, то, как он сможет её решить!?
Повторюсь – человек должен быть разносторонне развитым и грамотным. Вспомните, сколько языков раньше знали люди. И ведь держалось всё в головах! Мы, можно сказать, деградируем по сравнению с нашими предками, не эволюционируем. Всё упрощаем, упрощаем, упрощаем…
Современный человек должен ориентироваться во многих вещах. Так устроен мир. А уж насколько у кого это получается – другой вопрос. Именно в нашей школе иногда встречаются просто жемчужины, которые показывают блестящие способности.
Поделитесь своим педагогическим секретом
-Я даю детям механизм, а они дальше им пользуются. Учу их учиться. И всё. Дальше ребёнок сам идёт. Я тот педагог, который только порадуется, если ученики его обойдут. Да, они у нас умные и одарённые, но иногда ленятся. Поэтому приходится находить к каждому подход – кого похвалить, а кого и поругать.
Главная моя задача, чтобы школьник понял материал. Я стараюсь, чтобы дети выполняли мои задания во время урока и всегда минимизирую домашнюю работу. Во всяком случае в профильных классах, поскольку знаю, какая там серьёзная нагрузка. Мне важно увидеть, что ребёнок начал разбираться сам. Наверное, в этом и есть миссия такой школы, как наша.
В чём отличие курсантов Школы космонавтики?
-Курсанты Школы космонавтики, безусловно, на голову выше других учеников. Они уже прошли отбор, поступив сюда. Поэтому у таких детей должна быть мотивация. Иначе они просто-напросто не смогут перейти на другой уровень. Их задача ведь не только получить аттестат, в котором написано «Школа космонавтики». Главное – увидеть картинку будущего. «Одеть» на себя определённую специальность и сказать: да, я буду заниматься этим всю жизнь.
А мы – педагоги должны помочь им эту цель осуществить. И вот, когда ребёнок поймёт, что делает это не для мамы с папой, а в первую очередь для себя, для своего будущего, то начинает двигаться вперед осознанно и уверенно.
Хочу привести в пример мой последний выпуск. В том классе не было ни одного медалиста. Стобалльники были, а медалистов нет. Зато у ребят, благодаря их целеустремлённости и олимпиадным достижениям, было по три, по четыре, а то и по пять БВИ (возможность поступить в топовые российские вузы без вступительных испытаний – прим.авт.). За них «боролись» лучшие университеты страны. Им писали, звонили из приёмных комиссий и приглашали учиться. В этом и есть ключевое отличие. Кстати, медали мы тем выпускникам всё-таки вручили. Шоколадные. И наши замечательные дети со своими «пачками» БВИ с гордостью их получили на выпускном.