Без математики никуда
К такому выводу пришёл выпускник Школы космонавтики 2021 года Игорь Бушуев, уже став студентом. Хотя в душе он считает себя стопроцентным химиком. Небезосновательно, кстати. Рассказываем. Сейчас Игорь обучается на четвертом курсе Томского политехнического университета. Говорит, что поступал в первую очередь не в вуз, а на специальность. Из рассмотренных ещё в школе вариантов, ТПУ единственный предлагал фармацевтическую биотехнологию. А устоять перед настолько комплексным профилем, как химия биологически активных веществ, молекулярная биология и инжиниринг, Игорь был не в силах.
Наш сегодняшний собеседник приехал в Школу космонавтики из Лесосибирска в 2017 году. Ранее он получил из ШК письмо с приглашением пройти вступительные испытания.
– Сперва я изучил информацию про школу, – вспоминает Игорь. – Узнал, что это за заведение и какие возможности оно предоставляет. Правда, перспектива жить в общежитии не сильно порадовала, поскольку я был «домашним» мальчиком. Однако в голове засела идея написать «вступы», чтобы оценить, насколько я конкурентоспособен.
Когда на сайте школы опубликовали итоги экзаменов, и я узнал, что оказался третьим в рейтинге из 132 человек, поступающих в восьмой «физмат», мы с мамой сразу забрали документы из лесосибирской школы. Так я стал курсантом Школы космонавтики.
1 сентября 2017 года выпало на пятницу, а в субботу нам сделали выходной. Поэтому знакомились мы с одноклассниками и Железногорском четыре дня. Тогда же и зародилась традиция выкладывать на стену в ВК фото с тортом, который режут линейкой в честь моего дня рождения (он у меня 1 сентября) и нашего знакомства.
В первый учебный день у нас было девять уроков. И мы сразу морально «умерли». Шутка. Хотя поначалу мне действительно не хватало сил просто их высидеть. Постепенно влился. Спустя несколько недель день, когда занятия заканчивались в два часа дня, а не в пять, уже казались выходными.
К жизни в школе по графику я привык быстро. Сейчас мне этого даже не хватает, поскольку самый лёгкий для исполнения тайм-менеджмент это тот, который придумали за тебя.
Касательно учёбы, то мне очень нравилась математика, которую вела Светлана Станиславовна Карлова. Я невероятно ей благодарен. Она учила нас размышлять не над конкретными задачами по математике, а над проблемами, которые эти задачи ставят. Критическое мышление и понимание, зачем это надо, помогают решить любой кейс.
Тысячу благодарностей хочу сказать в адрес Людмилы Егоровны Лапицкой. Она вела у нас историю, в которой, если честно, я разбираюсь немного лучше «чайника». Зато на уроках Людмилы Егоровны я понял, что надо делать, чтобы «писать свою историю». А именно – начинать это делать с себя. Я научился разграничивать, анализировать, рефлексировать, ставить себя на место других (даже на место губернии), прогнозировать, подмечать, систематизировать и много других слов, заканчивающихся на «ать». А ещё я научился здоровому пофигизму. Особенно запомнились вечера, когда мы рассуждали с Людмилой Егоровной о генетике, параллельно оценивая её влияние на онтогенез. Тогда я понял, что хочу быть похожим на этого учителя: также гореть любовью к своему делу и проявлять бесконечное любопытство ко всему.
Вторые вступительные испытания в ШК я проходил уже, поступая в десятый «биохим». Дело в том, что, обучаясь два года на физико-математическом направлении, я понял, что физика мне нравится. Но больше, как физика живого (биология) и очень-очень маленького (химия). За помощь в подготовке, веру и поддержку спасибо Евгении Николаевне Рязановой (биология). И хотя как с профильным учителем мы с ней не работали, она была всегда рада помочь.
В общем, к десятому классу выяснилось, что в душе я всё-таки химик. И поспособствовала этому открытию Екатерина Викторовна Селезова. Я начал дополнительно смотреть лекции университетских преподавателей, решать какие-то сложные задачи, читать химические паблики. Это принесло свои плоды. В 11 классе я стал призёром «региона» ВсОШ по химии и уже окончательно осознал, что органическая химия — моя любовь.
С кругом специальностей для своего дальнейшего обучения я определился в середине 11 класса — выбор пал на химическую технологию или биотехнологию. Сегодня я студент уже выпускного курса Томского политеха. В инженерном вузе я нашёл себя: с удовольствием учусь, занимаюсь проектной и научной деятельностью.
Безусловно, обучение в ШК внесло свой неоценимый вклад в процесс получения высшего образования. Ведь подобная нагрузка по профильным предметам позволяет достаточно качественно и количественно обрабатывать новую информацию. Но лично я последовал немного не тем путём. Я практически ничего не делал первые полтора года, потому как многое из того, что нам преподавали в вузе, я уже знал. С одной стороны, мне радостно, что пришло осознание, а с другой – жаль, что упустил ряд возможностей.
Нынешним курсантам ШК хочу напомнить, что перед ними уже открыты все двери. Нужно просто не упустить шанс взять то, что может дать такая школа. Есть ресурсы сделать проект? Делайте. Решать кейс? Решайте. Есть риск получить за контрольную «0»? Получайте. Всё равно придётся переписывать и находить правильное решение.
Уважайте и цените математику! Без неё сегодня никуда. Конечно, множество процессов уже описаны с помощью моделей. И мы продолжаем этим заниматься. Но знание математики на более-менее приличном уровне открывает всё это под другим углом.
А если вы спросите, чем я занимаюсь в свободное время, то я отвечу: у меня его попросту нет. И за то, что такой ритм мне понятен и привычен, опять же спасибо Школе космонавтики.
*** *** ***
Ежегодно выпускники Школы космонавтики выбирают томские университеты для своего дальнейшего обучения. Так, в 2024 году 20 вчерашних ШКовцев стали студентами вузов Томска. С 2021 года наша школа является опорной школой Томского политеха.