Дарья Иконникова: «Где учатся добрые дети»
Дарья Романовна Иконникова пришла работать в Школу космонавтики в прошлом году. Она учитель истории. Говорит, что именно здесь по-настоящему глубоко погрузилась в олимпиадное движение и познакомилась с замотивированными на учёбу детьми. Не без удовольствия педагог отмечает их самоорганизацию и трудолюбие. А ещё по словам Дарьи Романовны до прихода в ШК она редко встречала добрых учеников. Но курсанты Школы космонавтики её приятно удивили своей эмпатией и добротой.
Дарья Романовна, как вы выбрали профессию учителя?
– Такое решение сформировалось не сразу. Хотя перед глазами всегда был достойный пример – моя мама учитель начальных классов.
Тем не менее, будучи школьницей, я хотела поступать в медицинский. Но в 11 классе из-за проблем с химией поменяла своё решение. И когда в марте месяце пришла к преподавателю, заявив, что буду сдавать ЕГЭ по обществознанию и истории, думала мне прилетит. Ведь я не готовилась. Однако учитель со словами: «Знала, что так будет!» положила передо мной стопку книг. Мол, успеешь прочитать – сдашь экзамен! Нет, сама понимаешь…
Судя по всему, успели?
– Да. И ни о чём не жалею. Разумеется, мой интерес к истории появился не вдруг. По факту любовь к этому предмету мне привила учитель музыкальной школы Ирина Анатольевна Пермякова. Это с её легкой руки я впервые посмотрела на историю с другой стороны. Ирина Анатольевна всё время задавала наводящие вопросы. Как ты думаешь? Неужели тебе это не интересно? И со временем мне действительно стало интересно узнавать подробности, разбираться в причинах и следствиях. Теперь даже обидно, когда узнаю, что дети бросают художественную или музыкальную школы. Такой путь нужно пройти полностью. Поскольку это огромный задел на будущее. И неважно, в какой сфере ты себя реализуешь. Да и сама история достаточно важный для жизни предмет. Помимо знаний, она формирует творческое мышление, уважение к своей стране.
Расскажите о своём знакомстве со Школой космонавтики
– Оно состоялось задолго до моего прихода сюда. Дело в том, что мой муж – выпускник ШК 2013 года. Здесь также учились несколько наших знакомых. От них я слышала много хорошего про эту школу. Вдобавок, когда мы с мужем проезжали мимо учебного корпуса, то он нет-нет да напоминал, где получил путёвку в жизнь.
И вы тоже прониклись?
– Не совсем. После окончания Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева я несколько лет работала сначала в лицее, потом в техникуме. Ничего не хочу сказать плохого про студентов, но в какой-то момент я начала понимать, что хочу большего. Что обладаю знаниями, которыми готова делиться с учениками, желающими учиться.
И вот, когда чаша была переполнена, мне написала университетский преподаватель. Она рассказала про вакансию историка в Школе космонавтики.
Здесь стоит отметить, что идти снова работать в школу я не хотела. Боялась повторения. Между тем, согласилась с доводами наставника принять окончательное решение на месте. Я созвонилась с завучем Ольгой Борисовной Черновой и договорилась о встрече. А когда увидела ШК своими глазами, то мне всё понравилось. И люди, и атмосфера были настолько располагающими, что у меня не возникло никакого внутреннего сопротивления. Так я оказалась здесь.
Конечно, пришлось перестраиваться. Во-первых, на ведение занятий по сорок минут (в техникуме уроки по полтора часа). Во-вторых, привыкала к ученикам. Присматривалась. Приглядывалась. Увидела воочию, как проходит детская адаптация в восьмых классах. Как «восьмёрики» могут плакать на уроках, как тяжело им привыкать к нагрузке и интернату. Только к середине учебного года я начала понимать, какие формы преподавания и методики можно использовать в работе с такими детьми.
Какую педагогическую методику применяете?
– Сейчас много разных онлайн-школ, где есть готовые схемы и конспекты. Но история всё-таки достаточно гуманитарный предмет. Поэтому я приверженец «старой» методики. Берём книгу, читаем, выписываем основное. На мой взгляд, такой подход самый действенный. Плюс обязательная творческая составляющая. В этом плане я позволяю ученикам некую вольность, поскольку знаю: они на это способны. К примеру, я очень люблю, когда курсанты делают презентации с историческими мемами. Иногда получаются настоящие шедевры. Без юмора в истории и политике никуда. Это мне ещё в университете объяснили.
На уроках культуры дети могут поставить театральные сценки. Они сами находят костюмы, создают декор, пишут сценарии. Получаются настоящие мини-спектакли с максимальным погружением в определённый исторический период. И «зрителям», и «актёрам» такое нравится. Я это только приветствую.
На протяжении нескольких лет в Школе космонавтики выстраивается система олимпиадной подготовки учащихся. Вы раньше работали с олимпиадниками?
– Нет. Поэтому пришлось вникать максимально быстро. Я записалась на обучающие курсы. Начала изучать всё, что связано с олимпиадным движением, в том числе в процессе обучения детей. Это принесло свои плоды. Уже имеются успехи на школьном и муниципальном этапах ВсОШ. А в этом году моя ученица из девятого физико-математического класса Вероника Александрова прошла на заключительной этап всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба», которую проводит Высшая школа экономики. Горжусь.
Олимпиадные задачи я прорешиваю вместе с детьми. Это одновременно и полезно, и интересно. Особенно нравится, когда попадается система исчисления (такое любят давать на «регионе») и нужно определить расстояние в локтях, вес в пудах и так далее. Сидишь, высчитываешь. Потому что знать эту систему мер и разбираться в ней нужно.
К сожалению, существуют некоторые трудности с изучением региональной истории. Мало литературы по этому разделу, бывает сложно найти объяснение. С одной стороны, это минус. Но когда видишь, как у детей горят глаза и что они готовы перелопачивать уйму материала в поисках ответа, это определённо плюс. Буквально на днях дала своей ученице три книжки по шестьсот страниц каждая. Так она даже глазом не повела. Взяла учебники и пошла готовиться.
Чем отличаются курсанты Школы космонавтики?
– Наличием сильной эмпатии. Когда мы только начинали проходить Великую Отечественную войну, я была готова к тому, что такая серьёзная тема ребят не особо затронет. Имелся за плечами печальный опыт. Но вместо этого я увидела слёзы на глазах, услышала, как дрожит голос, почувствовала детский страх и ужас.
Также удивляет и радует самоорганизация учащихся. Можно дать им задание, и они его сделают. Да, по-своему. Да, как видят. Но выполнят самостоятельно.
И, конечно, не могу не отметить доброту ШКовцев. Они умеют переживать, сопереживать, открыто выражают положительные эмоции, уважают старших. До прихода в Школу космонавтики я редко встречала по-настоящему добрых детей. Рада, что они всё-таки есть и их много.