Ольга Безруких

Ольга Безруких: «Мне есть кем гордиться!»

На днях подписчик группы одной из социальных сетей поинтересовался, как проходят уроки информатики в Школе космонавтики? За ответами мы отправились к учителю математики и информатики Ольге Юрьевне Безруких, которая рассказала и про формат уроков, и про особенности работы с одаренными детьми, и даже про искусственный интеллект!

Ольга Юрьевна работает учителем уже более 20 лет. В 1998 году после окончания Красноярского государственного университета (сейчас Сибирский федеральный университет) она вернулась в родную 102-ю школу Железногорска, но уже в качестве преподавателя с «корочками» математика-теоретика.

Стать учителем именно математики — осознанное решение Ольги Юрьевны, и до девятого класса она планировала связать дальнейшую профессию с этой наукой. Но в старших классах будущий педагог неожиданно решила стать…журналистом. А поспособствовал тому приход в школу нового преподавателя литературы — Нины Ивановны Шелковой.

— Она так интересно давала свой предмет, — вспоминает Ольга Юрьевна, — что мы очень полюбили и литературу, и учителя.

Конкретно нашу героиню увлекла поэзия. Причем настолько, что спустя какое-то время Ольга Юрьевна стала членом литературного клуба «Танит», который образовался в 1991 году на базе Центральной городской библиотеки имени Горького. Руководила творческим объединением писатель Любовь Петровна Иртегова, первый редактор заводского радио космической фирмы «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева».
Под ее руководством были изданы несколько стихотворных сборников местных поэтов, где увидели свет и произведения Ольги Безруких, на тот момент Власовой. А муниципальная газета опубликовала пару заметок молодой поэтессы.

Однако с филфаком не сложилось, и Ольга Юрьевна поступила на математический факультет КГУ, а после окончания вуза стала учителем.

В Школу космонавтики она пришла в 2012 году. Говорит, что работать с одаренными детьми одновременно и интересно, и непросто.
Интересно потому, что такая деятельность требует от педагога более глубоких знаний и практических навыков. А учитель, пребывающий в процессе обучения и познания чего-то нового — заразительный пример для учеников.

— Сложность заключается в том, — поясняет педагог, — что такие дети
требуют особого к себе отношения в плане взаимоотношений. Многим проблематично коммуницировать внутри коллектива: для кого-то важно, чтобы его деятельность постоянно оценивалась, а кто-то, наоборот, не готов подвергать оценке свои успехи. Поэтому учителю нужно это понимать и уметь маневрировать.

Преподавателю информатики как никому необходимо быть в тонусе, считает Ольга Юрьевна. Он должен не только знать слова и формулировки, но и понимать, какие технологии за ними стоят, что из этого уже востребовано, а что только планируется в ближайшем будущем.

— Математика в этом плане более стационарная наука, — утверждает учитель. – Информатика же бурно развивающееся направление. В конце 1990-х не у всех дома были компьютеры, и детям было за счастье просто прийти на урок, чтобы понажимать на клавиши. И если в 2012 году мы только говорили про искусственный интеллект, то сегодня — это уже наша реальность.

В Школе космонавтики воспитывают детей будущего. И то, что десять лет назад многие считали фантастикой, сегодня становится возможным и доступным. Не секрет, что зачастую именно ученики подстегивают или подталкивают преподавателей двигаться вперед. Так как же все-таки проходят уроки информатики в Школе космонавтики?

— На занятиях мы большую часть времени уделяем практической работе, — рассказывает Ольга Юрьевна. — Изучаем языки программирования, алгоритмы, теорию информации, учимся работать с пакетом прикладных программ. Стараемся разобраться в теме, используя различные источники информации, задействуем образовательные интернет-платформы. В нашей школе курсанты имеют возможность углубиться в ту область информатики, которая им интересна и важна. Для этого в ШК созданы все условия.

Самое ценное для Ольги Безруких – это старание самого ребенка. Горько, когда есть и мозги, и интеллект, но школьнику не хватает элементарного трудолюбия и стремления.

— Одаренность – это, безусловно, многое, но далеко не все, — утверждает Ольга Юрьевна. – Во главе угла все-таки – упорство и желание расти. Мои бывшие ученики пока не доросли до профессоров, но уже сейчас мне есть кем гордиться. С этими ребятами мы когда-то начинали участвовать в Олимпиаде Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ)*. Сегодня они — студенты престижных российских вузов, сами выступают в роли олимпиадных тренеров, и я всегда могу порекомендовать своим нынешним ученикам обратиться к ним за консультацией.

Ежегодно курсанты Школы космонавтики демонстрируют достойные результаты в самых сложных треках Олимпиады НТИ, успешно участвуют в различных интеллектуальных состязаниях регионального и федерального уровней.

Ольга Юрьевна часто повторяет, что она только направляет своих учеников, а победителями они становятся только благодаря собственному труду.

Конечно, педагог не погружена в мир цифр и алгоритмов денно и нощно. Она любит читать художественную литературу, обожает гулять со своей белой швейцарской овчаркой Евой по берегу озера и выезжать с семьей за город. А еще Ольга Безруких пишет стихи. Только уже не для сборников, а для души…


Переверну листы старинного альбома,
И грусть слезу оставит на щеке.
Среди друзей я снова дома.
Из прошлого спешу к себе.
Вот дом родной и лес у речки,
Любимый пес и старший брат.
Вот бабушка на стареньком крылечке.
Все это было много лет назад…
Истрепаны воспоминанья,
Словно листы любимых детских книг.
Окончено по времени скитанье,
В десятки лет растянут миг.
И хочется остановиться,
Из родника живой воды испить.
И грустно понимать – не повторится.
И страшно все когда-нибудь забыть.

/*Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) проводится с 2016 года. Главная задача соревнований — создание условий для интеллектуального развития и вовлечения детей в современные инженерные практики, а также поддержка в профессиональной ориентации и осознанном выборе образовательных траекторий. Состязания проводятся с целью поиска и развития талантов для НТИ — программы по созданию новых рынков и обеспечению глобального технологического лидерства России.

Закрыть меню