Наталья Коскина: «Школа космонавтики во многом была и остается первопроходцем»
На первом этаже Школы космонавтики есть один небольшой кабинет. Это не учебный класс и не научная лаборатория. За дверями кабинета энергично стучит по клавишам и ведет телефонные переговоры, работая с базами данных одаренных детей Красноярского края, его хозяйка — руководитель отдела «Талант» Наталья Коскина
Для Натальи Николаевны слово «космонавтика» не просто слово. В свое время полет первого человека в космос, о котором торжественно объявили по радио, для 14-летней Наташи и ее сверстников, стал настоящим потрясением. Шутка ли, космос наш! Советский космонавт — первый!
— Думаю, с того самого момента всеобъемлющее понятие «космонавтика» отложилось у меня где-то в подкорке, — смеется Наталья Николаевна. – Поэтому я и вуз технический выбрала, и 25 лет на космической фирме Решетнева отработала, и более 20 лет тружусь здесь, в ШК.
Наталья Николаевна утверждает, что ей всегда везло на добрых, умных и волевых людей. Одни родители чего стоят!
Оба фронтовики, прошли всю войну и вернулись домой с мешками писем, которые писали друг другу 4 года.
Мама – Вера Тимофеевна (ворошиловский стрелок*, на секундочку!), ушла на фронт добровольцем. Комсомолке было всего 17. Первое время девушка обучалась в школе радистов, а когда ей исполнилось 18 лет, то получила направление в танковую армию. 30-килограммовая радиостанция средней дальности на плечах, только потом подпругу с лошадью дали в подмогу.
Папа – Николай Гаврилович – секретарь райкома. На фронт его не брали из-за плохого зрения, но, используя свое комсомольское влияние, он все равно добился отправки. Отец Натальи Николаевны дошел до Берлина, а мама до Праги. Родители вернулись домой, создали семью, воспитали детей порядочными и любящими Родину людьми.
Отец Натальи Николаевны был военным, поэтому семья часто переезжала, и девочка сменила пять школ. Но несмотря на это, 11-й класс она окончила с золотой медалью. В 1961 году в космос полетел Юрий Гагарин.
— Это было всеобщее ощущение какого-то безграничного счастья и радости, которым хотелось делиться со всем миром! — вспоминает наша собеседница.
В те годы по всей стране создавались отряды «Юных космонавтов» и «Юных Гагаринцев». И Наталья Николаевна была членом одного из них. Советские школьники узнавали, где и как учатся на космонавтов, писали им письма, брали обязательства, и, конечно, мечтали покорять запредельные дали. И когда в Красноярске открылся филиал политехнического института при Красноярском машиностроительном заводе (завод-ВТУЗ), то многие выпускники захотели учиться именно там. И Наталья Николаевна тоже.
Ведь наряду с обеспечением обороноспособности страны еще одним приоритетным направлением ВТУЗа стало освоение космического пространства. Это обстоятельство позволило привлечь огромное внимание со стороны выпускников со всей страны.
— Учиться было очень интересно, — говорит Наталья Николаевна. — Преподаватели — молодые, умные, увлеченные. Полвека прошло, а я до сих пор вспоминаю каждый день учебы с теплотой.
В трудовой книжке Натальи Николаевны Коскиной всего две записи: «НПО ПМ» (сейчас это АО «ИСС») с благодарностью за участие в успешной подготовке пуска изделия «Космос-1000» и КГАОУ «Школа космонавтики», куда ее переманил первый директор ШК– Николай Николаевич Носков, с которым она была знакома.
— Команда Носкова тогда во многом была первой, — рассказывает наша собеседница. – В течение года мы проводили более десятка выездных школ, работали 20 научно-исследовательских лабораторий, каждое лето дети вместе с педагогами ездили в экспедиции, на территории существовала конноспортивная секция «Ласковый ветер». Да много чего еще. Школа космонавтики во многом была и остается первопроходцем, а некоторые наши идеи коллеги с удовольствием развивают до сих пор.
История ШК началась когда-то с проведения интенсивных выездных школ. И их организацией много лет занималась Наталья Николаевна Коскина. За это время было опробовано множество разнообразных форм проведения школ «Талант», позволяющих детям приобрести в необычной обстановке новые знания, умения и навыки, не предусмотренные стандартными школьными программами. Этот опыт успешно используется и сегодня, причем, не только в Школе космонавтики, но и в других образовательных учреждениях края.
В 2001 году в ШК родились Курчатовские чтения, в которых ежегодно участвуют талантливые школьники со всего региона и близлежащих республик. У истоков создания научно-практической конференции с 20-летней историей стояла Наталья Николаевна.
Краевая научно-практическая конференция школьников «Курчатовские чтения», учредителем которой является министерство образования Красноярского края, проводится при поддержке Горно-химического комбината в партнерстве с Информационным центром по атомной энергии Красноярска в целях поиска и поддержки талантливых школьников региона, интересующихся новыми перспективными наукоемкими технологиями и проявляющих склонность к профессиональной деятельности в сфере ядерной энергетики.
Перед стартом Краевых Курчатовских чтений в разных районах края проходят отборочные этапы — Малые Курчатовские чтения. Стало традицией проводить их в Ермаковском, Енисейском, Пировском, Саянском, Казачинском и Сухобузимском районах.
Время диктует свои правила. Система образования меняется, как меняется формат выездных школ, Курчатовских чтений, других проектов и начинаний. Но дух Школы космонавтики остается неизменным. Во главе угла – дети.
И неважно откуда приехал ребенок – из краевой столицы или отдаленной деревни. Суметь найти разглядеть и развить возможности ученика, найти к нему индивидуальный подход — задача каждого сотрудника Школы космонавтики, в том числе и Натальи Николаевны Коскиной. А это тоже своего рода талант!
/*Нагрудным значком «Ворошиловский стрелок» награждались граждане СССР, овладевшие стрелковым делом и успешно сдавшие соответствующие нормы, включающие стрельбу из стрелкового оружия.